Блюз пустился в обратный путь

Не так давно екатеринбургские меломаны имели возможность насладиться звучанием настоящего американского блюза. В уральскую столицу во второй раз приехал "International Blues Festival".

Как особо отметили организаторы фестиваля, задача "передвижного" музыкального праздника - побороть предрассудок, гласящий, что блюз - элитарная музыка. Впрочем, данный "ярлык" приклеился к музыкальному явлению сравнительно недавно: всем известно, что изначально блюз был "детищем" чернокожего населения Америки. Поднявшись из "народа" до "элиты", теперь он проходит обратный путь.

Минувшее шоу это подтвердило в значительной мере - в течение четырёх часов Дворец игровых видов спорта был переполнен танцующей публикой. Народ танцевал перед сценой, в проходах между столиками, в баре и на трибунах. При этом на равных "отрывались" и студенты, и бизнесмены, и местные "випы", которых в зале было предостаточно. Гитарист группы "Чайф" Владимир БЕГУНОВ, преисполненный горячих чувств, забирался на стол, и подпрыгивал вверх, и запускал в толпу огромный картонный самолётик. Были среди зрителей и местные музыканты, не чурающиеся в собственном творчестве блюзовых мотивов. Например, лидер группы "Blues Doctors" Владимир ДЕМЬЯНОВ специально приехал в Екатеринбург из Москвы, где вместе с командой сейчас выступает по клубам и работает над записью в студии.

Надо заметить, что программа фестиваля была ориентирована, что называется, "на все вкусы". Открывший марафон чернокожий исполнитель Фрутэ-лэнд ДЖЕКСОН выступал сольно, представив, пожалуй, наиболее приближенный к изначальному, "народному" звучанию вариант блюза. На сцене он появился без банды, с гитарой, которая к тому же постоянно расстраивалась во время выступления, так что певцу непрерывно приходилось подкручивать колки. То, что он показал уральцам, более всего подходило бы под определение "блюз-шансон" (в нынешнем, русском понимании "шансона"), если бы в чернокожей Америке знали, что такое блатная песня.

За колоритным афроамериканцем на сцене появилась развесёлая банда "Little Charlie & the Nightcats" (кстати - единственный "белый" проект). По хорошему счёту, их музыка далека от блюза в его "классическом" понимании (не забудем, что слово произошло от английского "blue devils" - "дьявольская тоска"). Скорее мы увидели фьюжн и "настоящий" рок-н-ролл - в том виде, в каковом он в своё время "выкристаллизовался" из блюза, без позднейших "культурных наслоений". Сам Маленький Чарли (не такой уж и маленький, кстати) - всего лишь гитарист в группе. Солирует и "играет с публикой" его коллега по сцене Рик - он поёт, дудит на губной гармошке и отплясывает не хуже Элвиса, потрясая схожим "коком" на голове (ранее на пресс-конференции он признался, что гордится своей причёской и не боится с ней попасть даже в ураган). Что же касается Чарли и оставшихся "ночных кошек", то они показали все "атрибуты" блюзового шоу, включая неизменную игру на закинутых за голову гитарах.

Завершал праздник блюза Майти Сэм МАККЛЕЙН. Оказывается, он привёз с собой целый бэнд, который составил бы честь небольшому театру эстрады: тромбон, саксофон, труба... и это только не считая "стандартных" инструментов! Сам Майти Сэм не называет то, что играет, полноценным блюзом, хотя признаёт, что был "рождён для блюза" - он понял это ещё в детстве, когда пел в церковном хоре. Более того, ему кажется, что первые звуки, которые полились из его губ, только когда он родился, "были блюзом". С таким "посылом" немудрено, что он стал обладателем многочисленных музыкальных номинаций и премий. Впрочем, нельзя не признать, что музыка его достаточно "сложна" для уха - и для ног, кстати, тоже. И, надо заметить, по настроению как раз наиболее блюзовая, что бы сам музыкант о ней ни говорил.

Интересно, что для всех блюзменов минувший фестиваль - первый опыт выступления в России, хотя в их личной истории есть немало интересных концертных площадок (например, Фрутэлэнд Джексон играл во французской тюрьме, а Рик и Чарли - в Австралии, на сахарных плантациях). О нашей стране они сохранили весьма разные впечатления - упоминали и бедность, и пробки на дорогах, и "холодноватый" климат. Но были среди всего и весьма лестные отзывы о нашей - лёгкой на подъём - публике и, что интересно, о российских музыкантах, играющих блюз.

Елена ЗАГОРОДИМ
Вечерний Екатеринбург
16.11.2004