Новости

<<< 2008 декабрь | 2008 ноябрь | 2008 октябрь >>>

28.11.2008 17:21     10-летие "Черного хлеба и д-ра Аграновского"

Неделю назад, в пятницу, 21 сентября, "Черный хлеб и д-р Аграновский" устроили мини-супер-блюз-фест в концертном зале Центрального дома художника. Гостей набралось почти на ¾ зала, что по сути неплохо, но за такую смешную цену посмотреть такую шикарную программу не согласился бы только очень ленивый любитель блюза. На юбилейный выход "Черный хлеб" явился в составе: Николай Балакирев (ударные), Валерий Серегин (бас), Михаил Ольшаницкий (клавишные), Александр Соловьев (губная шармоника). Гитаристами попеременно выступали Евгений Немов (когда-то бывший постоянным участником группы) и Вадим Иващенко (который хоть и сам себе лидер, но в последнее время частенько выходящий на сцену в ставе "…Хлеба"). Сам Доктор (в ученом мире давно уже профессор) был обаятелен по натуре и импозантен с виду в костюме с бабочкой. Острил и балагурил. Ходил с гитарой в народ. Чуть-чуть придавался мемуаристике… Увлечение блюзом началось с подаренной книги "100 лучших блюзов и ритмэнд-блюзов" с текстами общеизвестных и полузабытых блюзовых стандартов. К ним Алексей (тогда еще не доктор), любитель посиделок с гитарой, стал самостоятельно подбирать аккорды, чтобы звучало похоже на блюз (каким он тогда его себе представлял). Ну и однажды, сидючи зимой с г-ном Серегиным на даче, задумали они собрать группу. И непременно с русским названием. Так десять лет с тех пор и пролетели в трудах над блюзами!

Среди гостей последовательно блистали: Михаил Мишурис. Показал себя и мастером вокала, и шоуменом – не в одном флаконе, а в одном лице. Дуэль его гармоники с гитарой Иващенко была самым драматичным моментом вечера, ибо благодаря артистичности и пассионарности Михаил вышел победителем. Как ни ловок был Вадим, но в песне про 300 фунтов чистой радости Миаила не обойдет никто. Столько страсти он вложил в слова, столь же выразительности он добавил губной гармоникой (на которой заодно и показал любимый блюзменский фокус, когда играть на гармонике - словно сигару курить). Михаил Петрович Соколов был в черной шляпе и в своем репертуаре. Леван Ломидзе на первом же соло порвал первую струну. Что опытного мастера не смутило. Зовя народ к рок-н-роллу с края сцены, как с трибуну, он выдавал звук сентиментально-роковый. Гэри Муру после него на сцене делать бы было уже нечего. Омар Итковици вышел на сцену в хорошем настроении. И шепотом представил один из номеров: "Теперь песня про того, кого нет… Про Бога". И спел вдруг Amazing Grace. Играл он не так дисциплинированно, как обычно, выдавал дивные блюзовые созвучия. И, хотя такое атеистически-ревнивое к мирозданию настроение неполезно для здоровья, блюз он выдал горячий и отвязный. Юрий Каверкин и Александр Новоселов вышли на сцену как ядро Dirty Dozen. И выдали блюз яренный: грузный, полумистически-мрачный, и громкий настолько, что любители более деликатной игры вжались в кресло… Но Dirty Dozen нет нужды деликатничать. Со своим репертуаром, со своим индивидуальным саундом им пора на большую сцену: масштаб требует. Алена Иванова пришла за кулисы с подарками для именинников и букетом для Доктора на сцену. Ее трактовка блюзовых стандартов в легко-джазовой манере сняла напряжение после Каверкина и Co. Атмосфера в зале буквально нуждалось в этом. И вечер вернулся в нужное днерождественское настроение и завершился жизнерадостным джемом – вполне типичным для фирменной атмосферы концертов "Черного хлеба". После чего участники и продвинутая публика потянулась в "Дом у Дороги", для того, чтобы посидеть-поджемовать уже в истинно домашних условиях.




10 лет минуло. В 1998 году разом свернулся московский блюзовый бум, распалось с полдюжины групп, собравшихся именно чтобы по кабакам блюзы лабать". Их нежалко, но вот первый московский концертный зал "Арбат-блюз-клуб" закрылся временно и навсегда. Первый концерт "Черного хлеба", на котором я побывал, проходил в клубе "Полнолуние". Находился он в золотом по местоположению помещению, которое изнутри напоминало студенческую столовую, привлеченную для вечера танцев и отдыха. Студенчество внимало музыке, попивая дешевые напитки, изредка засыпало, но чаще танцевало и общалось. На публике происходила круговерть музыкантов, которые тоже в напитках себе не отказывали. Репертуар представлял 30% блюзов, а все остальное – рок-н-ролльная классика, отобранная по принципу "А мы в вашем возрасте слушали вот что". Было здорово весело и… абсолютно не профессионально. Учитывая, что для Алексея Алексеевича это и было хобби, удивляться тут нечему. За прошедшие 10 лет картина изменилась полностью. И общая картина, и частный вид "Черного хлеба". В 1998 году московские блюзмены еще только начали стряхивать с себя убеждение, что блюз – это Джонни Уинтер с поправкой на Стиви Рея Воэна. Сиречь: крутой гитарист (которому не обязательно хорошо петь и даже не нужно знать язык на котором он поет) и некие аккомпаниаторы, которые умеют громко играть квадрат и дружно уходить на коду. Были, конечно, исключения. К примеру, "Старая гвардия" всегда ориентировалась на ансамблевую игру. Но и они после 1998 года надолго пропали, уйдя на "спецзадание". А вот "Черный хлеб" зримо прогрессировал – причем на фоне общего упадка. Тут надо отдать должное борцам, гребущим против течения - и не для того, чтобы удержаться на месте, а чтобы продвигаться вперед. Репертуар стабилизировался в блюзовом направлении. Солист явно понимал, что именно он рассказывает. И жестикулировал вполне в блюзовых традициях, поясняя мимикой и жестом содержание песни. Кроме того, удалось подработать вокальную манеру так, чтобы он из подражательной превратилась в глубоко личную. Теперь никто не скажет, что Аграновский переслушал Санни Боя Уильмсона II. Теперь все знают, что это именно его самостоятельная манер, маскирующая вокальные недостатки и четко соответствующая канонам жанра. И очень выразительная, артистичная.. Группа перешла на профессиональное звучание, разболтанность исчезла, а блюзовая свобода – процветает. Записаны два диска: отличный студийный "Тик" и концертный "Алабама" (По названию клуба, где проходило выступление). И что важно. Блюз существует "сообществами". Играть разгильдяйски, петь с подмосковным произношением, удаляться в 15-минутные гитарные экзерсисы – стало просто неловко, когда в соседнем клубе играют блюз смешно, но всерьез, виртуозно, но следуя сверхзадаче, и драматизируют, не теряя иронии и самоиронии. "Черный хлеб" не просто хорош сам по себе. Сегодня он ставит очень высокую планку, и молодежь, та, что поумнее, стремится за ними поспеть.

Фотографии от Светланы Котелковой (aka Garpia2).

Андрей Евдокимов

<<< 2008 декабрь | 2008 ноябрь | 2008 октябрь >>>


© blues.ru    При использовании материалов новостей ссылка на Blues.Ru обязательна!    RSS 2.0 feed

Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум