Новости

<<< 2015 август | 2015 июль | 2015 июнь >>>

Заметка о том, как был "rediscovered Son House", классик Дельта-слайда05.07.2015 23:41     Заметка о том, как был "rediscovered Son House", классик Дельта-слайда

6 июля 1964 года газета The Times Union напечатала заметку "Охота за "блюзовым" певцом 30-х годов завершилась в городе". Именно так: "блюзовый" в кавычках.

Журналистка объясняет читателям газеты, что такое "блюз": "Это песни Негров (с большой буквы) Юга, по большей части представлявшие сетования на тяжелую негритянскую участь, или на жизнь вообще". (!!!)

Автор иронично подмечает, что энтузиасты разыскивали исполнителей деревенских блюзов 30-х годов по нескольким южным штатам, а нашли одного из них в городской квартире в Ричмонде, где он проживал с супругой - три года без работы, гитара осталась в ломбарде.

Находкой оказался сам Eddie Son House!

Далее по тексту Betsy Bues:

Хауз, негр худощавого телосложения 62 лет. Он родился в Кларксдейле, Миссиссиппи, сын дьякона баптистской общины, которого тоже звали Эдди. Вот откуда прозвище Сын (Son). До того, как заняться пением, Хауз был служкой часовни Алан.

В середине 20-х он поехал в Новый Орлеан и вернулся с гитарой подмышкой. "Я сам научился играть", - говорит он.

С 1928 по 1932 год Хауз записывался для Paramount с тремя другими певцами. Примерно в это время была группа из четырех вокалистов, ставшая знаменитой благодаря песне Four and Twenty Elders On Their Knees. Квартет Хауза распался около 1932 года и он вернулся назад. В Миссиссиппи. В Лейк-Кармен он женился на Иве Гофф, которая работала поварихой у доктора. "Я ее украл прямо из докторской кухни", - вспоминает Хауз.

Он переехал в Рочестер в 1943 г. То не работал, то работал в разных местах: как повар и носильщик ресторана на Стейт-Стрит, в железнодорожных мастерских Восточного Рочестера и в универсальном магазине. Последние три года был безработным. Но с появлением энтузиастов, "открывших" его, он начал заниматься на одолженной гитаре в надежде вернуться на сцену. "Это то, чего я хочу, - говорит он.- Это здорово, я считаю. Я намерен постараться сделать это настолько здорово, насколько смогу. А я думаю, я смогу!"

Телеграммы от своих "открывателей" он держит рядом со своим креслом. Хауз говорит, что ждет от них звонка 17 июля.

"Я думал, что я уже слишком стар, - сказал он с улыбкой, - но теперь думаю, что еще нет!"

А соседи знают о его былой славе? "Большинство из них не уверены, смогу ли я хотя бы в свисток свиснуть!" - ответил Хауз.

Посмотрите скан - это прекрасное чтиво, образец эпохи, слово "негр" безо всяких экивоков).

История первых записей Хауз, изложенная в этой статье, коренным образом расходится с общепринятой теперь. В 1928 и 1929 году находился за решеткой в га знаменитой в блюзе Parchman Farm. Он отбыл два года из присужденных ему 15 лет за убийство в целях самообороны. История эта известна в нескольких вариантах, вполне правдоподобной представляется та, что в кабак, где играл Хауз, ворвался пьяный, стреляя во все стороны. Хауз был ранен в ногу, выстрелил в ответ и убил наповал.

Документально доказано, что в довоенный период у Хауза была лишь одна сольная сессия - в 1930-м году. Было записано 7 песен, причем Хауз был сторонником крупных форм (в масштабах блюза того периода), три песни пришлось записать в двух частях, поскольку на одну сторону пластинки они не помещались.

В 1941 и 1942 Хауза записывал для Библиотеки Конгресса США Alan Lomax.

Полная дискография Хауза в наиболее авторитетном источнике: http://www.wirz.de/music/housefrm.htm.

"Открывателями" Сона Хауза была троица молодых энтузиастов фолк-блюза: Richard Waterman, Phillip Spiro, Nick Perls - и благодарность им от всех, для кого дорог древний миссиссипский блюз,невозможно выразить никакими словами. Любовь к блюзу они пронесли через всю жизнь. Nick Perls основал лейбл Yazoo Records для переиздания старинных блюзовых записей и лейбл Blue Goose Records для издания новых записей ветеранов и тех музыкантов, кто стойко придерживался традиций. Dick Waterman основал артистическое агентство Avalon Productions, организовывавшее концерты и гастроли блюзовых "старичков". Он принимал их интересы близко к сердцу, бескорыстно отстаивая их авторские права, занимаясь их делами семейными и, когда приходило время, их наследием художественным и наследством материальным. Он стал фотографом и публицистом, издал несколько книг.

Что касается "заново открытого" Сона Хауза, то уже в том же 1964 году он выступал на престижном и знаменитом фестивале в Ньюпорте, гастролировал по всей стране, а в 1967 году оказался в Европе как участник ныне легендарного American Folk Festival. В 1970-м он выступал в Швейцарии на знаменитом джазовом Montreux Jazz Festival. Удивительная история сельского тракториста, который, покинув деревню, и с музыкой завязал на целых 20 лет. Его творческая жизнь продлилась на десять лет, пока в 1974 году состояние здоровье не заставило его покинуть музыку уже навсегда. Он умер в 1988 году, в возрасте 86 лет. Удивительное долголетие, учитывая его образ жизни.

Хауз общался с молодым поколением блюзменов. Повторить его анархический стиль игры, в котором подвывающий слайд чередовался с сокрушительными аккордами, не мог никто. Как и его манеру уходить во время исполнения в транс, импровизируя песню на ходу, досочиняя куплеты и меняя в зависимости от вдохновения и настроения даже и сюжет песни. Но зато его шутливые блюзовые байки, как и серьезные рассуждения о жизни, помогали белому студенчеству обрести из первых уст тот опыт, какой и близко не коснулся бы их в жизни - в другую эпоху и с другим цветом кожи.


Андрей Евдокимов

<<< 2015 август | 2015 июль | 2015 июнь >>>


© blues.ru    При использовании материалов новостей ссылка на Blues.Ru обязательна!    RSS 2.0 feed

Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум