на главную написать письмо
афиша | новости | о нас | музыка | фото | гостевая книга | ссылки | blues.ru
Christmas Blues Party в клубе «Граффити»

Предисловие

20 декабря уходящего 2003 года. За тридцать минут до начала концерта небольшая толпа вваливается в гостеприимно открытые двери «Граффити». Свет (SVET&AL BOOGIE BAND) орет на весь клуб: «Контрабаса не слышно!» Организатор, умоляюще вырастает перед нами с распростертыми в стороны руками: «Ребятушки, дорогие, пожалуйста, подождите за дверью – концерт в восемь часов». «Ребятушки-дорогие» приветливо улыбаются, подмигивают Свету и послушно скрываются за дверью.

Краткая справка: список участников

SVET&AL BOOGIE BAND – наверное, самый яркий блюзовый коллектив Минска на сегодняшний день, хорошо знакомый столичными поклонникам настоящего, «корневого» блюза. Дельта-блюз, буги-вуги, чикагский блюз, акустические блюзовые стандарты 30-х и 40-х – все это, сыгранное с неподдельной радостью, с озорством, зажигательно, в агрессивной чувственной манере, несомненно – фирменный знак SVET&AL BOOGIE BAND. Несмотря на молодость коллектива, SVET&AL BOGGIE BAND успели принять участие в нескольких блюзовых фестивалях, и даже, вместе с присоединившимся к ним вокалистом Биг Вэлом (Big Val) в составе проекта BIG VAL, SVET & AL заняли первое место на XIII Международном фестивале «Noc bluesowa» (Рава Мазовецка, Польша).



Состав SVET&AL BOOGIE BAND:
Svet – губная гармошка вокал, пианино;
Al - ак.гитара, слайд-гитара, эл. гитара Fender'72 Tele;
Артем Гаврюшин - контрабас;
Сергей Котляров - барабаны, стиральная доска.
PROUD MARY – талантливый акустический блюзовый дуэт из Польши – Каролина и Александра. Тоже совсем молодой коллектив, исполняющий стандарты архаичного кантри-блюза 20-х, 30-х годов. Польские музыкальные критики среди особенностей коллектива отмечают уникальное, высокотехничное владение гитарой, с использованием приемов bottleneck, fingerpiking; а также сильный и, действительно, по-настоящему блюзовый вокал Каролины. PROUD MARY познакомились с «BIG VAL, SVET&AL» на фестивале «Zaduszki Bluesowe» (Белосток, Польша), где выступали на одной сцене; и вот, теперь, Свет пригласил Каролину и Александру в Минск – выступить с несколькими концертами.

Состав PROUD MARY:
Каролина Кориат (Karolina Koriat) – вокал, акустическая гитара
Александра Семенюк (Aleksandra Siemieniuk) – акустическая гитара, слайд-гитара

Christmas Blues Party

В восемь часов «Граффити» начинает набиваться поклонниками блюза. В ожидании начала концерта поклонники блюза запасливо заказывают в баре клуба пиво, сок, чипсы; ведут непринужденные беседы. За одним из столиков можно заметить Дмитрия Подберезского, медитативно грызущего сухарики. Мимо по-меньшей мере около пятнадцати раз проносится Свет – аккуратно причесанный, в шикарных подтяжках, со своим знаменитым маленьким медицинским чемоданчиком, в котором, заботливо уложенные среди поролоновых подушечек, находятся многочисленные губные гармошки. «У нас был план – сломать стенки здесь, бар поставить здесь», – делится с кем-то соображениями координального переустройста клуба арт-директор «Граффити» Паша за моей спиной. Подберезский подходит к пианино, и задумчиво изучает расположение на нем клавиш. «Дима, сыграй что-нибудь!» – просят поклонники блюза. Подберезский в шутку пытается сесть на клавиатуру, поясняя: «Авангард». «Известный музыкальный журналист, – шепчет кому-то арт-директор «Граффити» Паша, -- с Финбергом судился». Свет распродает последние билеты на концерт – в этот момент он очень похож на Деда Мороза, раздающего детям подарки и сладости.

Наконец, наступает торжественная тишина. Паша подходит к микрофону и, приветствуя собравшихся, предупреждает всех, что этот концерт – последний для «Граффити» в 2003 году; поздравляет всех с Рождеством. На сцене появляются PROUD MARY – Каролина, вокалистка дуэта, начинает жизнерадостно сыпать в микрофон всеми возможными «фамо» и «пшистко»; Александр Олейник, представляющий в клубе техническую службу коллектива SVET&AL BOOGIE BAND, владеющий польским языком, становится рядом с Каролиной у микрофона и переводит: «архаичные блюзы 20-х годов», «попытаемся интерпертировать их по-своему».

PROUD MARY начинают сразу же с пронзительной «Love In Vain» Роберта Джонсона (Robert Johnson), исполненной в особенной, экспрессивной манере – Каролина поет ее хриплым, как будто немного сорванным голосом. Сразу же бросается в глаза великолепное владение гитарой – она просто взрывается каждую секунду точно отмеренными каскадами и каплями настоящего блюзового звука. Первое впечатление – отлично, потрясающе! «And I followed her to the station, with a suitcase in my hand», – несомненно, дух Роберта Джонсона живет в каждом таком исполнении его вещей – таком талантливом, прочувствованном всем сердцем.

Дальше - «Nobody Fault But Mine» Блайнд Вилли Джонсона (Blind Willie Johnson), получившей в 1975 году свое второе рождение в исполнении LED ZEPPELIN. В этой композиции уже можно оценить вокал Каролины во всей красе: в отдельных моментах, где, наверняка, даже и Роберт Плант (Robert Plant), интерпретируя эту вещь, мог испытывать некоторые затруднения, голос Каролины звучит сильно и по-мужски уверенно – это никак не исполнение новичка и никак не проба собственных возможностей. По всему видно, что PROUD MARY предстоит большая и интересная музыкальная судьба.

«Song about jealousy», – объявляет Каролина. Снова Роберт Джонсон. Удивительно –PROUD MARY создают в клубе такую атмосферу, что все, включая их самих, трансформируется и видоизменяется прямо на глазах. Каролина, до концерта – невысокая, симпатичная девочка с черными густыми волосами; во время концерта – взрослая женщина, вытолкавшая за дверь в течении недели двух-трех любовников, имеющая проблемы с законом – как минимум на уровне местного полицейского управления и, наверняка, постоянно таскающая подмышкой на ремешке свой любимый револьвер. Это настоящий шаманизм, это и есть настоящее исполнение блюза – когда бэнд выступает просто проводником, и посредством голоса, гитары со слушателем разговаривают боги блюза – Роберт Джонсон, Скип Джеймс, Мадди Уотерс… Когда это заметно даже на уровне движений исполнителя, черт его лица, мимики, жестов – тогда уже нет никакого смысла говорить об уровне игры, вокала; это уже на порядок выше всех определений – это уже за пределами музыки, область сакрального.

«Если ты белый – то все в порядке, если коричневый – ты больной, прокаженный. Если черный – ты должен убираться прочь», – рефрен следующей композиции, «Black, Brown and White». Александра и Каролина поддерживают друг друга редкими одобрительными кивками и улыбкой – они блестяще работают в дуэте: красиво, технично, слаженно, как один механизм.

Надо сказать, что «Граффити» очаровано PROUD MARY, околдовано PROUD MARY и сражено прекрасными польскими гостьями наповал: собравшийся народ, во время исполнения всякой новой композиции гипнотический прикованный взорами к сцене, давно забывший о своем пиве, сухариках и кальмарах, в перерывах между композициями взрывается неистовыми апплодисментами и воплями (почему-то на-французском): «PROUD MARY! Je t’aime! Je t’aime!»

Следующая композиция, представленная бэндом PROUD MARY – госпел Роберта Джонсона, исполненный Александрой сольно, на гитаре с металлическим корпусом – так называемой nation steel guitar. Каролина сидит рядом на высоком стуле и в такт покачивает головой – кажется, что все вокруг существует в ритме джонсоновской гармонии: покачиваются слушатели, лопасти вентилятора под потолком и даже новогодние еловые ветви, укрепленные над красными лампами клуба – гитара тем временем гулко разливается по помещению, заполняя его целиком. PROUD MARY выдают блюз за блюзом – в каждом заключена история жизни человека, рожденного с черной кожей – история, одна другой трагичнее и пронзительнее. Умение подать каждый такой, положенный на музыку, рассказ так, чтобы слушатель прочувствовал его всей душой, всем сердцем – это настоящее искусство, талант – PROUD MARY, несоменно, таким умением, таким талантом обладают в полной мере.

В завершение своего выступления PROUD MARY исполняют «Illinoys Blues» Скипа Джеймса (Skip James) – композицию, повествующую о тяжелом пути негров, бегущих с южных плантаций Иллинойса от невыносимого существования, изнурительного рабства и жестокого угнетения к свободе – на север, в Чикаго. За пультом с бутылкой пива стоит совершенно загипнотизированный Свет (SVET&AL BOOGIE BAND) – понятное дело, он прекрасно знал, какого уровня бэнд он привозит в Минск – но такого шаманизма, такого праздника (именно – праздника!) блюза, наверное, даже и сам не ожидал…

Объявляется 10-минутный перерыв. Свет начинает лихо распродавать диски PROUD MARY – ошеломленные посетители разбирают их, как семечки. Толпятся у дверей клуба с сигаретами, возбужденно обсуждая прошедшее выступление. Всего PROUD MARY сыграли около десяти композиций – десять отличных, великолепно исполненных блюзов.

Во втором отделении концерта – SVET&AL BOOGIE BAND. Свет уже одел свою знаменитую шляпу – ту самую, которую он, бывало, ставил перед собой, когда играл на гармошке в городских переходах в целях популяризации блюза среди городского населения. Перед началом выступления Свет, признается: «Только что происходило волшебство. Мы все – самые счастливые люди на Земле». Все верно – то, что делали на сцене PROUD MARY – это самое настоящее волшебство. Не думаю, чтобы хоть один из посетителей этого концерта в «Граффити» имел другое мнение на этот счет.

Пространство взрывается неистовой «Everything Gonna Be Alright» Мадди Уотерса (Muddy Waters) – Свет грохочет клавишами пианино и на весь клуб демоном ревет агрессивный манифест, приговор и ультиматум, который Мадди Уотрес предложил всему миру.

«For you, my darling, I make all I can» – бормочет в микрофон. Сырой, по-гаражному грязный, древний, как сама Миссисипи, блюз. Все собравшиеся встречают шумными аплодисментами его первое за вечер соло на губной гармошке. Когда Свет играет музыку, он похож на маленького негра-альбиноса, то аккуратного и хорошенького – в своих подтяжках и шляпе; то на старого, сморщенного, шаманствующего и дикого – размахивающего всеми своими корнями, ветвями и ночными вороньими гнездами. Нет, бесспорно – Свет самый настоящий белорусский негр; а со своим бэндом так и вовсе – наша национальная блюзовая гордость! Мягкая, интеллигентная, гитара Эла; безумие, извергающееся из деревянной утробы контрабаса Артема Гаврюшина, барабаны Сергея Котлярова – все это и Свет дают в результате просто сногсшибательный эффект.

PROUD MARY играют гораздо более мягкий блюз, но главное, что объединяет их и SVET&AL BOOGIE BAND – то, что и те, и другие – проводники, наделенные особым даром, который позволяет им разговаривать голосами давно умерших музыкантов и извлекать музыку их пальцами и легкими. Два коллектива, два начала – два способа подключаться к миру блюза: один – мягкий, спокойный, уверенный; другой – такой же уверенный, но неистовый, тяжелый и агрессивный, разметающий все на своем пути.

Свет бубнит в микрофон что-то неразборчивое – по всей видимости, название следующей песни. Ну да – а где вы видели, разборчиво бубнящего негра? С этой песни и начинается обещанный Светом еще до перерыва джем – к музыкантам SVET&AL BOOGIE BAND присоединяется Александра со своей гитарой, а потом – и Каролина. Вот тут-то и начинается самый разгар «Christmas Blues Party» – покачиваясь из стороны в сторону, блюзовый поезд поднимается над рельсами и взмывает ракетой к самому потолку. Описать это невозможно -–это было настоящее музыкальное безумие; «veselle bluesovo»; Вилли Диксон (Willie Dixone) и парочка, лихо отплясывающая под раскатистые вопли всего «Граффити»: «Rock! And Roll!»; полумрак, гитары, барабаны, контрабас и гармошка Света, всякий раз встречаемая экстатическими возгласами публики.

Всякий праздник рано или поздно заканчивается. Зрители разбрелись – кто в метро, намереваясь успеть на последний поезд, кто – в поисках такси… PROUD MARY отправились на радио – в полночь должен был состояться их прямой эфир на первом канале белорусского радио, в программе «Ночь Блюза». Что добавить? Спасибо, огромное спасибо, SVET&AL BOOGIE BAND и PROUD MARY за праздник и отличное настроение!
Максим Иващенко
www.tochka.by

назад

  webmaster Alaksandr Alejnik
© Svet & Al, 2003