Заппа'zУх!Ой!


русский более или менее регулярный бюллетень для поклонников американского композитора
Frank'а Vincent'а Zappa'ы


Выпуск.44 (26 апреля 2003)

Сто в одном

  А может быть тысяча? А может быть две? Трусов, бюстгальтеров и плавок. Причинных запахов и беспричинных. Однажды соединились. Сложились и получился флаг. Символ любви и преданности. Какой? Конечно, одеяло. Лоскутное. Из кусков разорванных сердец. А из чего же еще?

FZ: Hello there, welcome to the show.
No, we're not going to play 'Cheepnis' - that's right -
but we are collecting underpants,
and we are collecting brassieres,
we are collecting small articles of feminine underclothing.
We are making a quilt . . . really - trust me.
ФЗ: Привет всем, добро пожаловать на концерт.
Нет, мы не собираемся играть 'Cheepnis' - так точно -
Зато мы коллекционируем трусы,
Мы также коллекционируем бюстгальтеры
Мы коллекционируем всякие мелочи по части женского бельишка.
Мы делаем лоскутное одеяло... в самом деле... правда.
TTR. Panty Rap ТГБ. Трусовое Балобольство

  А если кто-то сомневается, что сердечный ливер не пропал, не занюханы до дыр нейлоны-дидероны Винни Калаиутой, по прозвищу Zeets, а все же были собраны, рассортированы, любовно присобачены одно к другому, вот интервью. Свидетельство и документ. Девушки, которая своего ни дюйма не уступила, зато чужое искусно сострочила. Сделала покрывальце.

  Встречайте! Emily Alana James. Двойным швом. По-русски сверху и по-английски снизу. Как обычно.

* * *

Владимир Советов: Самое, наверное, правильное будет просто представиться для старта. Начать с каких-то дат и фактов, которые вам самой кажутся существенными.

Алана Джеймс: Мое имя Эмили Алана Джеймс, но я предпочитаю зваться Аланой. Правда во времена альбома Tinseltown Rebellion мне больше нравилось быть Эм. Живу я в штате Колорадо, США, и в Каунти Корк, Ирландия. И занимаюсь очень многим помимо искусства. Вообще, моя специальность - это исследования и разработка программ в сфере помощи людям, с ослабленной способностью к сопротивлению. Цель - помочь им обрести цель и душевный покой, после каких-то трагических происшествий, случившихся в их жизни. Я очень горжусь своим запповским проектом, потому что доказала сама себе, что радость и вдохновение рождает храбрость, готовность нести ответственность за свой каприз. Желание взяться за лоскутное одеяло, конечно, было безумным капризом, но процесс сделал мою жизнь много интереснее и годы спустя мое отношение к этому не меняется.

ВС: Замечательно. Мне очень нравится ваше имя. Алана. Какие-то родные звуки для воспитанного на русском уха. Это ваши ирландские корни?

АД: Алана означает любимая или приносящая любовь, в зависимости от варианта интерпретации. Мне оно тоже очень нравится.

ВС: Ну и славно. А теперь Заппа и трусы. Кому пришла в голову сама идея? Как это произошло? Что было источником вдохновения? Музыка или слова?

АД: Как рассказал мне Заппа, сама идея коллекционировать трусы фанаток, принадлежала барабанщику, ему просто нравилось их нюхать. А вот мысль потом из них сшить одеяло пришла уже в голову самому Фрэнку. Правда, особым хитроумием она не отличалась. Помнится фантазия Фрэнка не пошела дальше идеи набить чем-то чашки бюстгальтеров, на самом деле почему-то именно это и приходит первым делом в голову людям, когда у них интересуешься, что с этим можно сделать. Образ Дамы пик возник из моего желания, сделать эту мягкую скульптуру частью игры, а Фрэнк по своей природе не мог быть, например, Королем и ли Валетом. Просто это не его образы.

ВС: Игра, это понятно. Но почему карточная? Какой-то в этом подтекст? Некий результат длительного творческого процесса, попытки неким образом выразить неординарность ФЗ?

АД: По правде говоря, для меня тут дело было даже не в самом Фрэнке Заппе. Я в первую очередь думала о той радости и любви, которую дают фанаты тому, кого обожают. Я хотела как-то отдать дань тем женщинам, которые часами разукрашивали белью, только ради того, чтобы подойти к сцене и передать его Фрэнку. Я искала нечто понятное и знакомое любому человеку, как образ игры, и карты идеально подходили на эту роль. Еще и потому, что само по себе королевское достоинство всегда находит выраженье в конкретном человеке, а значит я могла им сделать Фрэнка. Но не в виде дани ему самому, а как приношение его фантам, поклонникам. Кстати, такой подход не мог не породить некоторое напряжение в моих отношениях с Заппой. Его на самом деле во всем этом интересовал только элемент саморекламы, я же все время думала об искусстве и удивительности самого явления фанатения по кому-то.

Кстати, непредвиденной частью всего проекта оказались письма, которые впоследствии приходили ко мне со всех концов света. И если белье дарили женщины, ты письма были за редким исключением от мужчин. Это для мне в конце концов оказалось самым удивительным.

ВС: Действительно любопытно. Женское сознание тяготеет к образу, иероглифу, а мужское к логике и буквам. Хорошо. Однако время задать вопрос, с которого, наверное, следовало начать. Как и когда вы встретились с Заппой? Вы были поклонницей или просто еще одним художником-дадаистом?

АД: Еще одним художником-дадаистом? Дадаизм - очень трудная форма для художника, и, честно говоря, я никогда не думала, что так уж много вокруг людей способных творить в ее рамках, а значит иметь право на классификацию "еще один".

Что касается встречи, то старый друг одного из моих лучших друзей достал несколько служебных пропусков. И мы вчетвером попали на концерт в Форте Коллинз в 1980. Но скажу сразу, что поклонницей меня не назовешь. Визуальное искусство для меня всегда было куда более важным и значимым, чем музыка. Во всяком случае, музыка Заппы в тот период никак не сочеталась с моими эстетическими чувствами. За те два с половиной года, что я потратила на одеяло, Фрэнк рассказал мне достаточно для того, чтобы я, по-крайней мере, поняла что и зачем он делает, но поклонницей, фанаткой я все равно не стала.

ВС: Просто попали за кулисы? Но это случалось со многими, но результатом в лучшем случае было рукопожатие маэстро или автограф, а вовсе не импульс к творчеству и уж тем более произведение искусства. Как вас познакомили с Фрэнком и почему он неожиданно решил, что именно вы и есть тот самый человек, который сможет соорудить этот домотканный памятник абсурду реальной жизни?

АД: Меня представили Фрэнку только потому, что через своего друга я ему отправила записку. Написала, что готова сшить одеяло. Он бы взял любого, кто согласился. На самом деле его совершенно не интересовало то, что может из этого выйти. Главным было выполнить обещание. Раз он сказал своим фанатам приносить белье и пообещал из него сшить одеяло, значит должен сдержать слово. Он мне говорил, что собирался даже заглянуть в местный колледж, чтобы найти энтузиаста. Мое предложение решило все проблемы.

ВС: Получается, что попросту идея сшить из белья что-то дельное сама по себе пришла в голову ФЗ, вы услышали, как он говорил об этом на концерте, и предложили свои услуги? Так? Иными словами, на его месте с равной вероятностью мог оказаться кто угодно? Мик Джаггер или Элтон Джон?

АД: Я думаю, что именно так проявляется взаимообусловленность. С одной стороны, конечно, это мог быть кто угодно, с другой, только Фрэнк Заппа, потому что люди, которые становятся его фанатами, едва ли могли бы оказаться фанатами Элтона Джона. Не знаю понятна ли моя мысль, но суть в том, что у Заппы совсем особые поклонники - они обожают словесные игры, непостижимые высказывания, вызывающие поступки, я хочу сказать, обладают необычными личными качествами и именно это сделал переписку с ними, общение растянувшееся на годы, таким увлекательным. Я думаю, что для меня это был счастливый выбор.

ВС: И сколько же времени ушло на сборы, так сказать, исходного материала. В самом деле, все это исподнее было нестиранным? Вы работали в противогазе или просто не дышали? В любом случае, расскажите, пожалуйста, о самом процессе создания шедевра.

АД: Почему-то именно с этим аспектом проекта связано самое большое число недоразумений. Вплоть до случая, когда мой старый университетский преподаватель сказал мне, что я оказалась "выше вони" этой затеи. Мне кажется, тут сказывается тот самый, свойственный американцам пунктик, который и хотел подчеркнуть Заппа, в частности довольно точно сумел выразить, словами этой французской девицы, что пыталась соблазнить кого-то из музыкантов группы сообщением "Take me I'm clean".

Мешок с бельем, который мне в конце концов передали, был урожаем всего лишь одного турне. Его прислали в упаковке размером с коробку большого монитора. Перед этим мне позвонил Заппа и сказал, что они там спорят нужно ли до отправки выстирать все эти шмотки или нет. Я ответила "ни в коем случае", потому что очень важной частью самой идеи была попытка передать сам дух отношений между артистом и фанатом, который его обожает. Конечно, я готовилась к самому худшему, но, что вполне характерно для Фрэнка, он просто предельно гипертрофировал обонятельную сторону всего этого дела. Однако, ни с чем подобным "гнилостно-болотному зловонью, от которого съезжает крыша" я не столкнулась. По-крайней мере то, что мне прислали мало отличалось от обыкновенной кучи белья предназначенного для субботней стирки. Не знаю, какие-то разговоры были о том, что рабочие сцены могли просто не взять то, к чем не хотели прикасаться, а может быть и вовсе весь этот треп насчет противогазов, был обыкновенным концертным шутовством.

В любом случае я очень рада, что именно такое решение было принято. Если вы посмотрите на те кусочки, из которых сделаны края одеяла, то заметите, что все они особым и необыкновенно изобретательным способом разукрашены поклонницами. Все эти краски просто бы поблекли или вовсе исчезли, если бы белье постирали.

Хотела бы еще одну интересную вещь рассказать вам о краях одеяла. Для того, чтобы они были прямыми, в трусы перед набивкой вставлялся кусочек картона. В ту пору я много путешествовала по стране и, встречая разных людей, всем им подсовывала кусочки картона и предлагала, что-нибудь на них изобразить. Они могли оставить какое-то сообщение потомству, заранее зная при этом, что его никто никогда не увидит, поскольку оно будет скрыто под слоем ткани и набивки. Если вспомнить о дадаизме, то это вполне в духе Марселя Дюшана. С Фрэнком я тоже встречалась в его доме-студии в Л.А. Его картонка едва не пропала, потому что я ее вшила в какую-то совершенно ординарную пару трусов, для которых поначалу даже не нашлось места. И только под самый конец, когда у меня попросту закончился набивочный материал и я стала подбирать что-то из отброшенного, мне попался экземпляр с картонкой Фрэнка. Его надо искать где возле левого нижнего угла. Там есть трусы с двумя картонками. Одна Заппы и на ней написано одно только слово Science (Наука).

ВС: Вот как, а звучит скорее как Silence (Тишина), ведь эту зашитую картонку действительно никто никогда не увидит. Кстати, раз уж разговор зашел о тайном смысле и скрытых намеках, мой товарищ Biffyshrew однажды обратил внимание на то, что картинка на изнанке одеяла заимствована из фильма 'Help' группы Beatles. Только голова Ринго заменена на голову ФЗ. Это какой-то намек на фильм '200 Motels', в котором Ринго играл роль ФЗ?

АД: В те времена магазин грамзаписей делали хорошие деньги, толкая поклонникам все, что угодно, значки, плакаты и подкладочный материал в том числе. Что-то типа тафты. Очень интересно было узнать от вас о замене Ринго на ФЗ, но в ту пору, когда я заканчивала работу, единственным моим чувством была радость от того, что я нашла уже готовую вещь, которая будет еще одной изюминкой одеяла. После двух с половиной лет работы над лицевой стороной, мне и думать уже не хотелось об изнанке. Что касается намека, то об этом надо спросить того мастера, который делал эту вышивку шелком. Однако, я думаю, что кто бы это ни был, он скорее всего просто ловил момент, нежели был поклонником ФЗ.

ВС: Обычно это называют коммерческим чутьем. В любом случае, самое время вернуться к славной лицевой стороне одеяла. Сколько раз и на каких этапах его создания вы показывали продукт ФЗ?

АД: Я старалась сделать так, чтобы Фрэнк видел, как продвигается дело. Я заезжала к нему в дом-студию во время работы над краями. Я демонстрировала ему на три четверти законченное одеяло во время его концерта в Денвере, наверное в 1982. Кроме того, я посылала ему фотографии готового одеяло. Лично мне, он говорил, что ему нравиться то, что получилось, но публично он ни разу в этом не признался. Когда MTV обратилось к нему за комментариями он ответил "No comment". Мне кажется, что прошло слишком много времени и он уже не нуждался в такой рекламе. В ту пору Заппа не играл рок-н-ролл, он все свое время проводил с San Francisco symphony и, я думаю, одеяло из трусов не очень сочеталось со всем этим. И, кстати, сам законченный продукт Фрэнк так и не удосужился посмотреть, только фото.

ВС: Возможно вы и правы. Очень может быть. Тем не менее, покуда вы работали над одеялом и контактировали с Заппой, нравилось ли вам бывать у него в доме? Что вам больше всего запомнилось во время этих визитов? Нечто такое, что до сих пор приятно вспомнить?

АД: Вы знаете, я должна сознаться в том, что сам Заппа мне никогда не нравился. Абсолютная самовлюбленность, исключающая возможность существования кого бы то ни было рядом с ним. Именно такое впечатление он производил на меня.

ВС: Понятно. Ну, тогда если не приятные воспоминания, то неприятные. Нечто удивившее, поразившее вас, или возмутившее? Вам совсем нечего вспомнить?

АД: Во всяком случае ничего такого, чтобы стоило придать гласности. Все-таки будем помнить, что Фрэнка больше нет на свете и поэтому мои эмоции едва ли украсят жизнь членов его семьи.

ВС: Ну, тогда может быть два слова о том, что Фрэнк вам рассказывал, когда вводил в курс дела? О чем он говорил. Открывал какие-то детские тайны Винни Колаиуты? Или глубины концепции Проект/Объект.

АД: Нет. Это были истории о повседневной жизни рок-группы, вроде рассказа о той девице во Франции, которая пыталась подцепит кого-то из музыкантов, уверяя "Take Me I'm clean". Ничего особенного.

ВС: Но мы поклонники просто обожаем всю эту чепуху. Что там такое приключилось у них с этой французской девицей? Помните какие-то подробности?

АД: Если мне память не изменяет, музыканты сидели в каком-то парижском баре после концерта. Кто из группы от скуки заигрывал с девицей, которая изо всех сил пыталась сняться. Потом этому парню она надоела и он переключился на кого-то другого. Тогда навязчивая девица подошла к нему и сказала "Take me I'm clean". И подобных случаев было много во время Tinseltown Rebellion турне. Я думаю сам внешний вид оркестрантов провоцировал такое поведение.

ВС: О чем еще рассказывал Фрэнк? Что-нибудь еще вам запомнилось из этих легенд о неизбежном дорожном безумии?

АД: Больше всего меня поразил рассказ моего друга, который во время одного из турне работал у ФЗ звукоинженером. Он мне сказал, что никому из музыкантов не разрешается быть на сцене под кайфом. В эпоху "sex, drugs rock and roll" в это было очень трудно поверить, но тем не менее так оно и было. Мой друг объяснил мне, что Фрэнк никогда не позволит своим музыкантам "торчать", потому что главное для него на сцене уровень исполнения музыки.

ВС: Хорошо. Спасибо. А теперь два слова о том, что произошло после того как были положены последние стежки. Были какие-то выставки, экспозиции? Что в итоге? Деньги, слава или просто чувство глубокого художественного удовлетворения?

АД: Одеяло дважды выставлялось в галереях. Первая выставка стала целым событием, и само открытие полностью было снято для кабельного канала Playboy'я. Во второй раз это была CORE New Art Space - артельная художественная галерея, к членам которой я сама принадлежу. После этого моя жизнь пошла по другой колее и катится по ней все эти годы. После смерти ФЗ у меня брал интервью один радио-диджей из Финикса, штат Аризона, и заодно предложил продать одеяло, если у меня есть такое желание. Он был уверен, что мое лоскутное одеяло может заинтересовать Hard Rock Cafe. Так оно и оказалось. Они заплатили мне шесть тысяч, и насколько мне известно, сейчас одеяло экспонируется в Закромах - зале самых ценных предметов их коллекции.

На персональном уровне важнейшим открытием было то, что я не люблю славу, даже самый минимальный уровень публичности меня раздражает. На самом деле слава, это когда к вам на улице подходят, потому что людям что-то известно о вас, и они заводят разговор и при этом не смотрят вам в глаза, а куда-то за спину. Это не общение с вами, а с вашим прошлым, которое как-то спроектировалось на ваше настоящее. Мало того, что это не радует в принципе, но меня, человека, который движется в жизни от одной цели к другой с неимоверной скоростью, такое отношение просто бы связывало и приземляло.

Я взялась за одеяло потому, что хотела славы, а закончила с полным отвращением к ней. И это, я думаю, важнейший результат всей затеи.

ВС: Были ли у вас еще какие-то идеи, планы, задумки, связанные с ФЗ? Что-то еще вы для него делали?

АД: Нет.

ВС: И никогда больше с ним не встречались?

АД: Нет.

ВС: В любом случае, как дальше складывалась ваша жизнь? Больше светлого? Или больше темного?

АД: Вот чего я добилась в жизни после проекта с ФЗ:

1.. Получила магистерскую степень в области некоммерческого управления и сейчас нахожусь уже на полпути к докторской степени.

2.. Очень много поняла и узнала в плане того, каким образом система образования в Америке может быть более полезной и нужной для детей и подростков с опытом бездомной жизни.

3.. Купила дом в Ирландии, в котором живу время от времени рядом с океаном, дельфинами и тюленями, и который сдаю отдыхающим, когда надолго уезжаю.

4.. Разработала систему того, как люди могут понимать себя, познавая различные стороны самих себя, духовную, сознательную, эмоциональную и физическую.

5.. Продолжаю рисовать, создав целую серию портретов жизни, я как раз сейчас приступила к новой, уже ирландской.

6.. Начала писать книгу о том, что такое начинать жизнь сначала. Как сделать то, что я сама сделал несколько раз в своей жизни. По сути о том, как набраться храбрости жить ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ.

Обязана ли я всеми этими достижениями затее с одеялом ФЗ? Нет, только и исключительно моей собственной смелости быть самой собой. Была ли затея с одеялом ФЗ важна для меня? Безусловно. Это был не только опыт жизненных превратностей, который навсегда остался со мной, но это был в первую очередь успех. Успех, благодаря которому возникло очень важное ощущение того, что его можно повторить в самых разных областях этой жизни.

ВС: Спасибо, Алана! И за одеяло и за это интервью!


  Искренне Ваш, Владимир Советов
  http://www.arf.ru/

Высказаться or Feedback


| Домой | Заппа'zУх!Ой! | Поиск | Хозяин |