Музыканты : Chuck Berry

You Never Can Tell: The Complete Chess Recordings 1960-1966 (2009)

Название: You Never Can Tell: The Complete Chess Recordings 1960-1966
Год: 2009
Лейбл: Hip-O Select
Дата выпуска: 01.02.2009
Альбом на amazon.com
Альбом на All Music Guide

Рецензии

"You Never Can Tell: The Complete Chess Recordings 1960-1966" 2009 - @@@@

Данный четырехдисковый бокс-сет продолжает издание записей Чака Берри в хронологическом порядке, начатое фирмой "Hip-O Select" в 2007 г., и охватывает следующий период его творчества на лейбле "Chess" – первую половину 60-х годов. Надо сказать, что рок-н-ролл в Америке никогда не воспринимался ни самими исполнителями, ни выпускающими компаниями как вид чистого искусства. С одной стороны, как и во всяком другом американском массовом явлении, в нем изначально присутствовала большая доля коммерции, а с другой – помимо своей воли он оказался изрядно политизирован. Дело в том, что т.н. "американская демократия" в послевоенные годы была скорее демократией для белых, а с учетом маккартизма и свойственной ему "охоте на ведьм" американский истеблишмент относился к рок-н-роллу как к "коммунистической заразе, развращающей нашу молодежь". Поэтому Чак Берри, как коммерчески успешный черный рок-н-рольщик, по которому сходили с ума толпы белых тинэйджеров, для многих был как кость в горле. Он был символом новой музыки, новой культуры, на всю страну заявивший "roll over Beethoven". В пристрастиях к алкоголю и наркотикам Берри замечен не был, однако чрезмерно любил женщин, на чем, в конечном итоге, и погорел. В декабре 1959 г. на него заявила в полицию девушка из Эль-Пасо, которую он якобы нанял на работу в клубном гардеробе и вывез из Техаса. В связи с этим Чак Берри подвергся уголовному преследованию на основании принятого в 1910 г. Mann Act, вводящему ответственность за перемещение с аморальными целями из одного штата в другой несовершеннолетних лиц. В марте 1960 г. начались судебные слушания сразу по двум эпизодам, второй пострадавшей была француженка Джоан Матис, которая впоследствии дала оправдывающие Берри показания. Так или иначе судебное разбирательство, включая апелляцию, тянулось почти два года, Берри был признан виновным и первоначально приговорен к пятилетнему тюремному заключению и выплате штрафа. Впрочем, из-за открыто расистского подхода судьи первой инстанции, приговор затем был смягчен: в конечном итоге, Берри находился в заключении с февраля 1962 г. по октябрь 1963 г.

Пока шли судебные процессы, ни один из синглов Берри не попал в чарты популярности, ведущие отказывались ставить их на радио, да и концертные ангажементы резко сократились. В связи с этим надо отдать должное руководству фирмы "Chess" – в этот трудный момент они продолжили запись новых композиций Берри и выпуск пластинок. В начале 1960 года прошло несколько сессий, на которых к старым сайдменам Берри – пианисту Джонни Джонсону и басисту Уилли Диксону – присоединился блюзовый гитарист Matt Murphy, ранее игравший с Хаулин Вулфом и Мемфис Слимом. С его участием среди прочих композиций были записаны такие блюзовые стандарты, как "Drifting Blues" Чарльза Брауна, "I Got To Find My Baby" Литтл Уолтера, "Don't You Lie To Me" Тампы Реда, "Worried Life Blues" Биг Масео, "Down The Road Apiece" Амоса Милбурна, "Confessin' The Blues" Уолтера Брауна и "Sweet Sixteen" Би Би Кинга. В целом, доля жесткого рок-н-ролла в этот период у Берри сводится к минимуму, его место занимают рассчитанные на широкую аудиторию изрядно облегченный танцевальный ритм-энд-блюз и сентиментальные баллады. Из собственно рок-н-роллов можно выделить "Bye Bye Johnny" и "Jaguar and Thunderbird", являющиеся скорее римейками хитов Берри конца 50-х, чем оригинальными композициями. В том же году на "Chess" выходит четвертая долгоиграющая пластинка Берри "Rockin' At The Hops". Как и свои предшественницы, она была сборником хитов и нереализованного материала и включала композиции 1959 – 1960 гг. В течение 1961 г. прошли две последние студийные сессия Берри перед тюремным заключением. На них в общей сложности было записано десять композиций, из них кроме авторского материала были две энергичные кавер-версии – "Rout 66" Нэта "Кинг" Коула и "Rip It Up" Литтл Ричарда. Из собственный вещей Берри в первую очередь необходимо выделить "I'm Talking About You" и "Come On", ставших хитами в исполнении Rolling Stones. В этом же году была издана пятая по счету долгоиграющая пластинка Берри "New Juke Box Hits", включающая композиции 1960 – 1961 гг. Как отмечала критика, это была добротная работа, однако не дотягивающая до уровня пластинок Берри 50-х гг.

Пока Чак Берри отбывал тюремное заключение, с его творчеством сложилась довольно парадоксальная ситуация. В самой Америке бум рок-н-ролла прошел – одно поколение тинэйджеров выросло, а другое интересовала скорее эстрада, поданная в яркой оболочке телеэфира и глянцевых журналов. С другой стороны, в Великобритании наблюдался взрыв рок-музыки: "Beatles", "Rolling Stones", "Kinks", "Animals", "Yardbirds" и масса других групп стали кумирами молодежи. Большое влияние на них оказал Чак Берри, кавер-версии которого они активно исполняли. Увлечение заокеанской рок-музыкой довольно быстро началось среди американских подростков, получив название "британское вторжение". Соответственно, музыка Чака Берри, как и целого ряда других собственных блюзменов и рок-н-рольщиков, была ими открыта заново, но уже в более современном исполнении британских рокеров. На этом фоне фирма "Chess", не дожидаясь освобождения Берри, решила выпустить очередной его альбом с "новым" материалом. В результате в августе 1963 г. на прилавках музыкальных магазинов оказалась пластинка "Chuck Berry On Stage", включавшая наполовину ранее издававшиеся хиты, наполовину нереализованный материал с последних сессий. Чтобы имитировать "ранее не издававшееся" концертное выступление, к студийным записям были добавлены аплодисменты, кроме того названия некоторых песен были изменены.

Выйдя из тюрьмы, Берри вновь вернулся к активной творческой деятельности: ему нужно было заново штурмовать вершины хит-парадов и завоевывать новую аудиторию. Впервые изданные здесь фрагменты его концертов в Walled Lake Casino в Детройте, состоявшихся сразу после освобождения, демонстрируют прекрасное владение гитарой, сумасшедшую харизму и слегка севший голос – проведя достаточное время в изоляции от общества, Берри нервничал. Он исполнял только старые хиты, чувствуя безоговорочную поддержку зала, знавшего эти песни наизусть и хором ему подпевавшему. У Маршала Чесса была идея издать эти записи в виде настоящего "живого" альбома, но она так и осталась нереализованной. Неизвестным остался и состав аккомпанирующей Берри группы, обозначенной как "Berry Gordy All Stars". В конце 1963 г. – начале 1964 г. Берри снова вернулся в студию, где на пленку были зафиксированы восемь новых композиций. Записанный тогда рок-н-ролл "Nadine", изданный на сингле в феврале 1964 г. с инструменталом "O'Rangutang" на обороте, впервые с начала 1960 г. попал в таблицы популярности, заняв 7-е место в ритм-энд-блюзовых чартах и 23-е в поп-чартах. Из записанных на этой сессии треков также необходимо выделить виртуозно сыгранный проникновенный блюз Эдди Джонса, более известного как Guitar Slim, "Things I Used To Do" и украшенный фортепьяно Джонни Джонсона рок-н-ролл Берри "You Never Can Tell", давший название настоящему изданию.

Наивысшее место в рейтинге популярности из композиций Берри первой половины 60-х гг. получил подозрительно напоминающий его же "Scholl Day" 1957 г. рок-н-ролл "No Particular Place To Go", записанный в марте 1964 г. и занявший 2-е место в ритм-энд-блюзовых чартах и 10-е в поп-чартах. То же самое можно сказать и о другом записанном тогда же рок-н-ролле "Promised Land", достигшего 16-го места в R&B чартах. Собственно говоря, каких-то новых идей и нового звучания у Берри не было, скорее он продолжал эксплуатировать свой образ рок-н-рольщика, сложившийся еще в 50-х гг. И как показывают рейтинги популярности, оригинальных композиций и стилистических новаторств публика от него и не ждала. Тем не менее, в апреле 1964 г. в студии "Chess" произошла запись нетипичного для Берри инструментального альбома дуэтом с другой звездой чикагского гитарного рока – Бо Дидли. Считается, что это был незапланированный джем-сейшн, когда Берри, зайдя в студию, увидел там играющего со своей группой Бо Дидли, взял гитару и спонтанно присоединился к ним. Все это оказалось записано на пленку и в августе того же года свет увидел альбом Чака Берри и Бо Дидли "Two Great Guitars", содержащий как материал их совместного музицирования – 10-минутный "Chuck's Beat" и 14-минутный "Bo's Beat", так и по паре сольных композиций. У Берри это оказался инструментал "Liverpool Drive", чье название говорило само за себя. Дело в том, что Берри воспринимался молодежной аудиторией 60-х, в первую очередь, как кумир "Beatles", чья популярность по обеим сторонам Атлантики была феноменальной и просто не имела аналогов. Кроме того, в мае 1964 г. прошли триумфальные гастроли Берри по городам Великобритании, в том числе и на "родине Beatles" - Ливерпуле, что было незамедлительно использовано руководством фирмы "Chess". В ноябре вышла следующая долгоиграющая пластинка Берри с красноречивым названием "St. Louis to Liverpool". Диск, в основном, содержал изданные на синглах записи Берри 1963 – 1964 гг., с добавлением пары ранее неизданных вещей конца 50-х. Кроме довольно стандартных рок-н-роллов, пластинка отражала и более мягкое, более лиричное направление творчества Берри, представленное такими композициями, как "You Two" и "Little Mary", чье звучание в угоду сложившейся конъюнктуре рынка было максимально приближено к "Beatles".

Что касается гастрольной деятельности, то Берри, как правило, выступал сам по себе с разными аккомпанирующими составами, которые считали за честь сыграть с таким известным музыкантом. Выступив в родном Сент-Луисе с группой Jules Blattner, он был настолько впечатлен их игрой, что пригласил их в Чикаго на запись очередной пластинки. Родившийся в1941 г. и годившийся Берри в сыновья, Blattner в 15 лет собрал свою первую группу, исполнявшую рок-н-ролл и впоследствии пользовавшуюся определенной известностью в родном Сен-Луисе. В декабре 1964 г. прошла их студийная сессия с Чаком Берри, во время которой было записано семь композиций, пять из которых вошли в пластинку, а одна – лирическая баллада "Lonely Scholl Day" – была издана только на сингле. На данной записи полностью отсутствовало фортепьяно, что для Берри было не типично. Запись включала как жесткие рок-н-роллы "Dear Dad" (95-е место в поп-чартах) и "Want To Be Your Driver", так и сентиментальные композиции "His Daughter Caroline" и "The Song Of My Love" (на испанском языке). Учитывая популярность в США в то время всего английского, руководство "Chess" включило материал этой сессии в очередной диск, озаглавленный "Chuck Berry in London" (1965 г.), хотя собственно в Лондоне была записана только половина треков. Запись проходила в январе 1965 г. во время второго британского турне Берри, в студии ему аккомпанировала сопровождавшая его на гастролях группа "The Five Dimensions". Впервые в записях Берри здесь присутствует губная гармоника, на которой сыграл Peter John Hogman. Партии фортепьяно блестяще исполнил Bob Scrivens, чья игра особенно выделяется на "St. Louis Blues" – джазовом стандарте W.C.Handy начала двадцатого века, сыгранном здесь как динамичное буги. Помимо непременных для Берри рок-н-роллов из материала, записанного в столице Англии, стоит отметить кантри-балладу "You Came A Long Way From St. Louis" и пару написанных Берри блюзов – "Why Should We End This Way" и "I Got A Booking", в которых чувствуется сильное влияние Биг Билла Брунзи.

В начале сентября 1965 г. в Чикаго прошла запись следующего альбома Берри. Помимо пианиста Джонни Джонсона Берри аккомпанировали басист Chuck Bernard и ударник Jaspar Thomas. На сессии чувствуется влияние одного из кумиров Чака Берри – пионера ритм-энд-блюза Луиса Джордана, две песни из репертуара которого – "Run Joe" и "Ain't That Just Like A Woman" – вошли в альбом. Среди записанных рок-н-роллов выделяются "My Mustang Ford", "It's My Own Business" (бескомпромиссный гимн молодежного бунта) и "It Wasn't Me". В последней вещи впоследствии были добавлены соло на губной гармонике Пола Баттефилда и гитарная партия Майка Блумфилда – двух восходящих звезд американского блюз-рока. Запись не обошлась без ставших традиционными для Берри сентиментальных баллад ("One For My Baby") и композиций в стиле латино ("Vaya Con Dios"). Блюзовая составляющая альбома была представлена сыгранным в духе традиционного Чикаго "Wee Hour Blues". До 1988 г. в США остался неизданным записанный тогда же роскошный блюзовый инструментал "Sad Day, Long Night", украшенный проникновенным соло Пола Батерфилда. Получивший название "Fresh Berrys" альбом, как ни странно, сначала вышел в Великобритании (ноябрь 1965 г.), а только потом в США (апрель 1966 г.). Тогда же состоялась последняя на тот период сессия звукозаписи Берри для "Chess". Из четырех записанных в апреле 1966 г. композиций на сингле были изданы две – ритм-энд-блюзовые "Lonely School Days" и "Ramona Say Yes". В чарты популярности они не попали, и вообще Берри счел, что его сотрудничество с фирмой "Chess" зашло в тупик. В июне он подписал выгодный трехлетний контракт в мэйджор-лейблом "Mercury" и отправился зарабатывать "длинный доллар". Потеряв своего самого прибыльного исполнителя, Леонард Чесс заметил, что снова встретит его через три года. Действительно, в конце 1969 г. Берри снова вернулся на "Chess", начав новый период своей музыкальной карьеры.

Сергей Исправников


Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум