Музыканты : Muddy Waters

Hoochie Coochie Man: Complete Chess Masters, Vol. 2: 1952-1958 (2004)

Название: Hoochie Coochie Man: Complete Chess Masters, Vol. 2: 1952-1958
Год: 2004
Лейбл: Hip-O Select
Дата выпуска: 01.12.2004
Альбом на amazon.com
Альбом на All Music Guide

Рецензии

"Hoochie Coochie Man: Complete Chess Masters, Vol. 2: 1952-1958" 2004 - @@@@+

Данное издание продолжает полное собрание записей Мадди Уотерса на фирме Chess, начатое релизом "Rollin' Stone: The Golden Anniversary Edition" (MCA/Chess, 2000), и содержит треки, записанные в период 1952 – 1958 гг. Фактически, это было время максимального расцвета чикагского блюза вообще и творчества Мадди Уотерса, в частности. Безусловно, у Мадди и дальше были достойные записи, однако все свои основные хиты, ставшие бессмертными блюзовыми стандартами, он первоначально записал именно в этот период.

Настоящий двойной диск начинается тремя из четырех песен сессии сентября 1952 г. (первая вошла еще в "Rollin' Stone: The Golden Anniversary Edition"). Эта запись характерна тем, что ушедшего на вольные хлеба Литтл Уолтера здесь заменил Джуниор Уэллс. Из представленных здесь треков на синглах были изданы два – оправдывающая свое название "Standing Around Crying" с рыдающей губной гармоникой Уэллса и отчаянным вокалом Мадди и бодрая "Gone To Main Street". Следующая сессия прошла в январе 1953 г., на губной гармонике Уэллса заменил Уолтер Хортон, признанный мастер, незадолго до этого приехавший в Чикаго из Мемфиса, где раньше записывался на студии Sun Сэма Филлипса. В связи с тем, что у Джуниора Уэллса начались проблемы в связи с призывом в армию, Мадди предложил его место в группе Хортону. Он, безусловно, был один из выдающихся исполнителей на губной гармонике, но страдал тем же пороком, что и Сонни Бой Уильямсон – неумеренным пьянством. Из четырех записанных тогда вещей на синглах вышли две – оптимистичная "She's All Right" и печальная "Sad, Sad Day" с плачущей гармоникой Хортона. В мае 1953 года Мадди снова оказался в студии, на этот раз с вернувшимся Литтл Уолтером, заменившим отсутствующего Хортона, и своим первоначальным басистом Эрнстом Кроуфордом. Было записано два трека Мадди и два Джимми Роджерса. Мадди исполнил восходящий к оригиналу 1927 года искрометный блюз "Baby Please Don't Go" и не менее интересный "Loving Man". Губная гармоника Литтл Уолтера была выше всяких похвал, идеально дополняя чувственный вокал Мадди. На записи они понимали друг друга без слов. Третья сессия Мадди 1953 г. прошла в сентябре и ознаменовалась появлением в студии восходящей звезды фортепьянного блюза – Отиса Спэнна, присоединившемуся к концертному бэнду Уотерса еще год назад. Его блестящее фортепьянное соло в "Blow Wind Blow" убедило продюсера Леонарда Чесса в правильности сделанного выбора, отныне Спэнн был неизменным участником студийных сессий Мадди, а его фортепьяно заняло центральное место в звучании группы.

На рождественских праздниках 1953 г. произошло знаковое событие: в клуб "Занзибар", где выступал бэнд Мадди Уотерса, заглянул Уилли Диксон и предложил Мадди новую песню. К этому времени у Мадди было достаточно своих хитов, но существовали проблемы с новым материалом. Периодически записывавшийся до этого на Chess и как сессионный музыкант, и как сольный исполнитель, Диксон, в первую очередь, был силен как автор. Леонард Чесс не поддерживал его сольную карьеру, для него Диксон был интересен, как человек, отвечающий за исполнителей и репертуар. Тут же разучив новую песню, Мадди открыл ей следующий сет, чтобы не забыть. Произведя фурор, она была записана на пленку на ближайшей сессии звукозаписи в январе 1954 г. Это была "Hoochie Coochie Man", ставшая знаковой вещью для Мадди, своего рода его визитной карточкой. Песня достигла 3-го места в национальных R&B чартах, это был высший коммерческий успех для синглов Мадди Уотерса. С января 1954 г. Диксон занял постоянное место студийного басиста на записях Мадди. Также за ударной установкой Элджина Эванса заменил Fred Below, до этого игравший с Литтл Уолтером, впоследствии признанный лучшим ударником чикагского блюза. Таким образом, студийный бэнд Мадди Уотерса приобрел свой канонический состав: Джимми Роджерс (гитара), Отис Спэнн (фортепьяно), Уилли Диксон (бас) и Fred Below (ударные). На следующей сессии в апреле 1954 г. были записаны две другие песня Диксона, среди которых был ставший блюзовым стандартом очередной хит Мадди – "I Just Want To Make Love To You". Из пяти записанных в сентябре треков, в первую очередь, стоит выделить "I'm Ready" Диксона, ставшую другим классическим номером в репертуаре Мадди Уотерса и достигшую 4-го места в национальных R&B чартах. Кроме того в исполнении Мадди интересен записанный тогда же агрессивный блюз "Smokestack Lightning", написанный Хаулин Вулфом. Переехав в Чикаго, первоначально Вулф остановился в доме у Мадди, который представил его на местной блюзовой сцене, впоследствии они оспаривали друг у друга звание "самого горячего блюз-бэнда Чикаго".

На первой сессии звукозаписи 1955 г., состоявшейся в феврале, место за ударной установкой занял Francis Clay. Ранее он играл джаз с собственной группой, поэтому для исполнения блюза ему пришлось на ходу перестраиваться. Из записанных тогда номеров выделяются оптимистичный "Young Fashioned Ways" и оставшийся в то время неопубликованным нетипичный для Мадди "This Pain", наполненный болью и неподдельным отчаянием. В мае 1955 г. был записан еще один стандарт – "Mannish Boy", своего рода ответ на "I'm A Man" Бо Дидли. Песня стала хитом и достигла 5-го места в R&B чартах журнала "Billboard". Следующая сессия, прошедшая в ноябре 1955 г. принесла очередной хит-сингл – блюз "Trouble No More" в начале следующего года достигла 7-го места в R&B чартах. Это был электрифицированный Мадди вариант кантри-блюза "Someday Baby Blues", первоначально записанного Sleepy John Estes еще в 1935 г. На обороте сингла был опубликован ритм-энд-блюз "Sugar Sweet", написанный продюсером и владельцем чикагской звукозаписывающей фирмы Chief Records Мелом Лондоном, который также являлся соавтором и "Manish Boy". Однако к тому времени ситуация на музыкальном рынке начала меняться: увлечение ритм-энд-блюзом шло на спад, началась лихорадка рок-н-ролла. Далеко не все блюзмены продолжали активно работать, однако Мадди, не смотря ни на что, стабильно выступал и записывался. В феврале 1956 г. он снова в студии записывает пару треков – один из которых "Forty Days And Forty Nights", написанная мясником из Индианы Бернардом Ротом – ненадолго попала в Топ-10. На этой сессии в дополнение к Джимми Роджерсу появился второй гитарист – Pat Hare, переехавший в Чикаго из Мемфиса, где он ранее играл с Хаулин Вулфом. На несколько лет он на постоянной основе вошел в состав бэнда Мадди Уотерса. Также интересна записанная тогда же "All Aboard", имитирующая движение поезда и представляющая дуэт двух мастеров губной гармоники – Литтл Уолтера и 20-летнего Джеймса Коттона, ставшего очередным сайдменом Мадди. Прошедшая летом 1956 г. еще одна сессия не принесла хитов, но продемонстрировала слаженность игры двух гитаристов – Роджерса и Hare, а также более агрессивное звучание, диктуемое изменившейся конъюнктурой музыкального рынка.

Несколько поистине выдающихся произведений были записаны на следующей сессии, состоявшейся в конце 1956 – начале 1957 гг. Тогда были записаны такие стандарты, как "Rock Me" и "Got My Mojo Working", впервые услышанная Мадди в исполнении госпел-певицы Ann Cole и основательно им переделанная. Обе вещи стали знаковыми для Мадди и неизменно входили в его концертный репертуар. "Got My Mojo Working" впоследствии была включена в список "лучших песен всех времен" журнала "Rolling Stone", а также в "Grammy Hall of Fame". Когда Мадди Уотерс появился в студии снова в июне 1957 г. произошло очередное изменение в саунде его к группы из-за добавления духовой секции. В результате на таких треках, как "Good News" и "Come Home Baby, I Wish You Would", изданных на одном сингле, было продемонстрировано адаптированное для широкой публике более мягкое ритм-энд-блюзовое звучание. В 1958 г. у Мадди состоялись всего две сессии звукозаписи. По итогам апрельской сессии был издан сингл с материалом, написанным James Oden, представителя старшего поколения чикагского блюза, на одной из записей которого в 1948 г. Мадди Уотерс аккомпанировал как гитарист вместе с Саннилэнд Слимом на фортепьяно. В ноябре были записаны два других трека, один из которых – драйвовая "Close To You" – вошла в Топ-20.

Сергей Исправников


Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум