Новости

<<< 2008 август | 2008 июль | 2008 июнь >>>

Джеймс Коттон о блюзе и о себе01.07.2008 1:26     Джеймс Коттон о блюзе и о себе

ПОзавчера, в воскресенье 29 июня, в Окланде, в клубе Yoshi's, не подождав календарного дня рождения, Джеймс Коттон отметил свое 73-летие двумя концертами по полтора часа каждый. Ритм-секцию его группы составляют Noel Neal (bass) и Kenny Neal Jr. (drums), брат и сын Кенни Нила. Вокальные обязанности выполняют гитаристы Slam Allen и Tom Holland. К своей обширной коллекции Blues Awards еще одну – за альбом Breakin' It Up & Breakin' It Down, записанный в далеком 1977 году.

Ко дню рождения ветерана приводим фрагменты интервью Джеймса Коттона телеканалу PBS в цикле Oral Histories.

Насколько тяжелой была жизнь и как появился блюз?

Я работал на ферме - пахал на мулах, рубил кукурузу, собирал хлопок – все, что только можно делать на ферме, кроме работы там и нечего было делать. И, занимаясь работой, люди начинали петь, выдумывать песни, и так делая свои дни немного лучше.

Мальчиком вы увидели Мемфис, каким он был?

Там было множество клубов, куда я не мог зайти, потому что был ребенком. Так что я работа в парке: чистил ботинки. Но, как только у меня была возможность, я тут же проскальзывал внутрь. Я становился на четвереньки и вползал в дверь буквально между ног входящих. Это были 500 Beale Street, the Hippodrome, Rachel's Hotel on 11th Street. Там я видел Рас Браун (Ruth Brown) и Элвиса Пресли еще до того, как он стал Элвисом Пресли (Elvis Presley).

Когда вы впервые познакомились с Хьюбертом Самлиным (Hubert Sumlin)?

Я не помню, какой это был год, но мне было примерно 15 лет. У меня было радио-шоу там, в Западном Мемфисе. Хьюберт обычно играл в Освященной Церкви (Sanctified Church). Был обычный субботний вечер. Я пытался найти нашего гитариста. Какой-то парень сказал, что он знает другого гитариста поблизости, тем гитаристом оказался Хьюберт. Он стоял там в своих высоких ботинках, я подошел и спросил: "Это ты умеешь играть на гитаре?" Он ответил: "Да, играю". Мы нашли для него гитару, и он сделал капу (каподастер) из карандаша и куска гитарной струны, установил ее и настроил гитару. Потом посмотрел на меня и сказал: "Я готов". Он оставался со мной 3 года, и иногда выступал с Хаулин Вулфом. Потом Хаулин Вулф перебрался в Чикаго и послал за Хьюбертом, чтобы он приехал тоже.

Санни Бой (Sonny Boy Williamson) учил вас специально, или вы просто смотрели?

Я только смотрел. То, что он сыграл сегодня, я играл то же назавтра. Я следил за всем (что он делал), и в конце-концов я захотел быть в точности как Санни Бой. Я наблюдал за каждым его движением, слушал каждое его слово.

Он водил вас по кабакам (jukes) и клубам?

Ну, это не были настоящие клубы. Просто были дома у кого-то. Выносили кровать или что-то еще (из мебели). Готовили рыбу и кукурузу и гуляли всю ночь, потом заносили кровать и ложились спать. Так я начал играть на домашних вечеринках.

Какую песню вы первый раз записали у Сэма Филипса (Sam Phillips)?

"Cotton Club Blues" была первой, которую я записал сам. Когда я сочинил эту песню, я и не думал, что мне представиться шанс записать ее на пластинку. У меня было шоу на радио, и однажды мне позвонил Сэм Филипс и спросил: "Хочешь сделать несколько записей"? Вот я и пришел, и сделал "Cotton Club Blues", "Straight Now Baby", "Hold Me in Your Arms" и "Oh Baby".

Когда вы отправились в Чикаго?

В 1954 году. Я был в Западном Мемфисе, Мадди Уотерс выступал в Джорджии и Флориде, и у него был Джуниор Уэллс (Junior Wells). Джуниор покинул группу, а они знали, что я был где-то в Мемфисе. У меня была работа водителем грузовика, но они просто сели у гаража, где я работал, и ждали, когда я появлюсь. Мадди подошел ко мне и сказал: "Привет, я Мадди Уотерс." И я заорал: "А меня зовут Иисус Христос!". П'тому что я ему не поверил. Он сказал: "Я приехал дать тебе работу. Я играю на Бил-Стрит 500 завтра вечером, в "Ипподроме". Будь там в восемь." Я пришел, и в его группе были Jimmy Rogers, Otis Spann, Jim Edmonton и Bob Bradley. Джимми Роджерс показал мне, куда поставить мой усилитель, и мы начали, отыграли две песни, и я сказал себе: "вот то, что надо". И я поехал с ним в Чикаго и оставался там 12 лет.

Мадди был строгим руководителем группы?

Был. Он хотел, чтобы все, что было на пластинке, каждый вечер было на сцене. Я отыграл с ним пару лет, прежде чем стал записываться на пластинки. Мадди хотел, чтобы я был таким же точно, как Литл Уолтер (Little Walter). Я ему отвечал: "Эй, я никогда не буду Литл Уолтером, но я могу играть твою музыку, ты должен дать мне шанс". Думаю, он это понял.

Вы записали вместе несколько из самых знаменитых его песен.

"Моджо" (Got My Mojo Working - 1956) оказался одним из самых больших его хитов. "Sugar Sweet", "Trouble No More", "Forty Days, "Forty Nights" – стали самыми знаменитыми его песнями.

Кстати, вчера, 30 июня в том же клубе Yoshi's легендарные Blind Boys of Alabama презентовали свой новый альбом Down in New Orleans. В группе из основателей остался только Джимми Картер (Jimmy Carter), однако энергии ему по-прежнему не занимать, а под его чутким художественным руководством новые участники бережно хранят традиции госпел в стиле исполнения "Слепых мальчиков из Алабамы".

(Уж совсем "кстати"... Это 500-е сообщение в истории существования "Блюзовых новостей Blues.Ru").


Андрей Евдокимов

<<< 2008 август | 2008 июль | 2008 июнь >>>


© blues.ru    При использовании материалов новостей ссылка на Blues.Ru обязательна!    RSS 2.0 feed

Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум