Новости

<<< 2008 август | 2008 июль | 2008 июнь >>>

Карлос Сантана отпраздновал 61-й день рождения в Санкт-Петербурге24.07.2008 16:59     Карлос Сантана отпраздновал 61-й день рождения в Санкт-Петербурге

Газета "Коммерсантъ" в № 127(3944) от 23.07.2008 информирует:

В Петербурге в Ледовом дворце в рамках своего европейского турне выступил легендарный гитарист Карлос Сантана. По случаю дня рождения гитаристу был преподнесен торт, а публика от души накормлена его классическими приемами. Музыканту внимал МАКС Ъ-ХАГЕН.

Техник у края сцены, как бармен за стойкой, перетирал десяток гитар - очень красивых. Карлос Сантана играет на именных "Гибсонах" с птичками на грифе вместо обычных точек и плашек или заказных гитарах, сделанных мастером Полом Ридом Смитом. Шоу открылось умиротворяющим видеороликом с белыми голубками, земным шариком и прочей ласковой пропагандой гуманизма, а под конец его на экране возник и главный герой вечеринки, сказавший "Peace!". Господин Сантана, засевший корнями в лучших хипповских временах и позже поднабравшийся просветления у гуру Шри Чинмоя, ничего другого, думается, сказать и не мог. Вышел к массам - неси мир.

На ближайший час это были его единственные слова, адресованные питерским поклонникам латинорока. Следующее обращение к народу, случившееся где-то через час, было примерно такой же агиткой за невинность сознания, гармонию во всем мире и прочие невозможные благости. Подобные "откровения" наверняка когда-то были очень важны для "детей цветов" и неплохо звучали еще в 1985-м, когда Сантана первый раз появился в России на Международном фестивале молодежи и студентов, но в циничные 2000-е их слушать уже невозможно.

В остальное время господин Сантана предпочитал прекрасными идеями не разбрасываться и, пожевывая жвачку, сосредоточенно нарезал свои великие сольняки. Для гитариста-виртуоза он вел себя весьма скромно, два могучих певца в его группе привлекали к себе едва ли не большее внимание. Впрочем, хотя он подчеркнуто старался выглядеть лишь одним из участников коллектива, не заметить его было трудно. В какой уголок сцены ни отходил бы гитарист, его постоянно выхватывали два "персональных" прожектора. При всем том, что в первые же пять секунд он подтверждает свое право на 15-е место в списке ста лучших гитаристов по версии журнала Rolling Stone, скоро стало ясно, что все его главные задумки остались где-то в 70-х.

Давным-давно он сумел скрестить блюзовые ходы с южноамериканской ритм-секцией, но с тех пор ничего и не изменилось. Высокий подкомпрессованный звук его гитары, умение подвешивать ноты на несколько секунд и бесчисленные подтяжки вываливались на зрителей два с половиной часа. Какую бы песню ни играла группа - буги-вуги "Boogie Woman", псевдорэп "Maria Maria", фьюжн "Foo Foo" или заслуженное латино "Oye Como Va" - соло на гитаре оставались похожими как братья близнецы. Казалось, заиграй хоть наша "Калинка-малинка", хоть финская хумппа, тут же будет выдан соответствующий прогон. Собственно, в последних трех альбомах, вернувших музыканта в хит-парады, Сантана на этом и выезжал.

В Петербурге же, с учетом неизбежного упора программы на самбу-румбу-ча-ча-ча, весь этот бодряк превращался в подобие карнавала в Рио - оркестров много, а музыка почти одинаковая. Два перкуссиониста выколачивали умопомрачительные по сложности ритмические конструкции, а на паре песен за всякие маракасы и бубны схватились вообще все находившиеся на сцене, кроме басиста. В целом из-за перегрузки с ударными было ощущение, что звук разъезжался и каждый из музыкантов начинал играть что-то свое. Но публике было достаточно и карнавала в сопровождении гитары, так что от души перлись и хиппаны с поседевшими бородами, и студенческая молодежь. К вольной атмосфере Вудстока ближе всех подошла неизвестная девушка, устроившая отрешенно-дикие танцы в баре первого этажа. Девушка была выведена под бурные аплодисменты лишь после того, как попробовала улечься в пивную лужу.

Самым теплым и человечным моментом концерта стали, однако, вовсе не призывы за мир во всем мире и даже не исполнение "Black Magic Woman", прокатившееся с хайвейной гладкостью, а поздравление Карлоса Сантаны с днем рождения. Как раз в воскресенье гитаристу стукнул 61 год. Всем залом была спета "Happy Birthday", имениннику вынесен торт, а группа устроила коротенький джазовый джем. В этот момент на невозмутимом лице Карлоса Сантаны мелькнуло что-то среднее между смущением и обеспокоенностью - хоть и приятно, а вдруг программа поедет. И уже через минуту он махнул барабанщику: мол, давай дальше.

-----*-----

Псковская Городская газета опубликовала пространную статью Алексея СЕМЕНОВА

Дорога 61

В Санкт-Петербурге, в Ледовом дворце, 20 июля состоялся концерт Карлоса Сантаны.

День рождения Попасть на день рождения к Карлосу Аугусто Алвесу Сантане удается не всем. Тем, кто пришел 20 июля в Ледовый дворец, – удалось. Были торт, свечи, белые розы, непременное в таких случаях "Наррy Birthday"… Маэстро в этот день исполнился 61 год. Сантана был рядом: присел в нескольких шагах на колонку и заиграл "Samba Pa Ti". Я давно хотел посмотреть вблизи – как пальцы Сантаны ложатся на струны. Почему у него получается так, как ни у кого другого? Секрет был не в пальцах. И даже не в тех шести гитарах, на которых он поочередно играл на концерте. Секрет, наверное, в словах, которые он когда-то неоднократно произносил: "Мужчина – это ритм, женщина – мелодия…". Музыка рождается там, где мужчина и женщина встречаются. Или расстаются. Остается сущий пустяк: закрыть глаза, надвинуть шляпу на глаза и взять гитару…

Человек из Сан-Франциско У переехавшего подростком в Сан-Франциско Сантаны – широкая мексиканская душа. Это он продемонстрировал и на концерте в Петербурге. Перед тем как группа Сантаны появилась на сцене, на экране показали ролик: белый голубь, "мир во всем мире", сам маэстро… Над Карлосом Сантаной уже принято иронизировать. Дедушка все еще борется за мир, носится со всеми этими "Врачами без границ", "Гринпис", "Международной амнистией"… Но почему бы и нет? Когда есть возможность пожертвовать миллионы долларов голодающим детям, то лучше пожертвовать. Кому-то это кажется наивным и несовременным. Проще быть современным, то есть – циничным. Но таким Карлос Сантана вряд ли сумеет стать.

У себя на родине, в городке Аутлан де Наварро, его именем названы улица и площадь. У него есть все возможные музыкальные награды и устойчивая репутация гитариста мирового масштаба. Но Сантане мало быть просто музыкантом. Это его право, постепенно превратившееся в его обязанность, которой он явно не тяготится.

Кочегарка Первой на петербургском концерте была сыграна композиция с первого альбома Сантаны 1969 года: "Jingo". Вещь монументальная, узнаваемая с первого аккорда. Магическая топка, раскочегаренная барабанщиком, двумя перкуссионистами и басистом как начала работать с первой минуты, так почти что и не останавливалась. Концерт длился без разогрева и перерыва 2 часа 40 минут. Прозвучало 19 номеров, с вариациями и непременными импровизациями. В каком-то смысле, это выступление можно назвать идеальным. По крайней мере, для той части публики, которая, в первую очередь, ждет от музыкантов узнаваемых вещей и, желательно, в узнаваемой аранжировке. По этому принципу и был составлен сет-лист. За микрофон поочередно брались два вокалиста: Тони Линдсей и Энди Варгас. Чернокожий Линдсей тяготел к блюзово-африканскому репертуару, а испанец Варгас – к композициям вроде "Maria Maria" или "Corazon Espinado". Из сверхуспешного альбома 1999 года "Supernatural" (11 номинаций "Грэмми") была сыграна еще и "Smooth" – с клипом на заднем плане. Но в основе концерта оказались все же вещи с первых альбомов. И прежде всего – с "Abraхas" 1970 года. "Incident At Neshabur", "Oye Como Va" Тито Пуэнте и, конечно же, будора-жащая воображение "Black Magic Woman" Питера Грина, неизбежно переходящая в "Gipsy Queen".

Взгляд на Вудсток Сантана делал то, что от него ждали. А сверх того добавлял потом еще что-то особенное. Например, вплетал в свою мелодию "Eleanor Rigbi" The Beatles. Или и того больше: на радость залу неожиданно сыграл заводную "Boogie Woman", а на экране одновременно со звучанием буги появилось видео с участием одного из учителей Сантаны – Джона Ли Хукера. В этот вечер операторы следили за каждым движением музыкантов. Укрыться от них было невозможно. На помощь им приходили два светотехника, засевшие над сценой и управляющие двумя прожекторами.

Накануне было легкое опасение: не превратился бы концерт в парад "а-ля Рики Мартин". Все-таки в Петербург приехал основатель латино-рока. К тому же, в последнее время звуки сантановской гитары можно услышать на каких-то совсем уж попсовых композициях. Опасения не оправдались. Сантана хотел продемонстрировать все, что он может. То есть, играл джаз-рок, баллады, блюз, буги-вуги, афро-кубано… Прозвучала и хард-роковая "Open Invitation", а в завершение был совершен экскурс в далекий Вудсток, где Сантана впервые громко (в прямом смысле) заявил о себе. Была сыграна "Soul Sacrifice".

Мертвая хватка Сантана позволил проявить себя всем. То вперед, со своими соло, выходил тромбонист Джефф Крессман, то начиналась музыкальная перекличка. Ее устроили труба Билла Ортица и одна из гитар Карлоса Сантаны. Никому не давал покоя барабанщик Дэннис Чамберс. А до него законный отрезок отбарабанил цимбалист и перкуссионист Карл Пераццо. Конги и перкуссия Рауля Рекова тоже без дела не остались. Из-под пальцев клавишника Честера Томпсона вылетали настоящие глыбы звука. Эти глыбы – отличное основание для памятника гитаре Карлоса Сантаны. Осталось назвать басиста Бенни Ритвельда и второго гитариста Томми Энтони. Залу покоя не давал никто.

Даже мощный охранник в черной вязаной шапочке сумел проявить себя. Всем позволял фотографировать. Ходил вдоль первого ряда и слегка пританцовывал. Однажды начал разогревать зрителей. Потом, правда, проявил силу и целеустремленность, длинной рукой внедрившись в толпу и вычленив из нее зрителя с видеокамерой. Этот зритель, видимо, надолго запомнит мертвую хватку охранника. Но затем охранник снова придал себе мирный вид и, вскоре, увидев двух моих соседок-блондинок, вручил им две карточки с автографом Сантаны. Чуть позднее Карлос Сантана, пожевывая резинку, подзовет этого охранника к себе и даст тому особо важное задание: снова внедриться в толпу зрителей, добраться до маленькой девочки, сидящей на плечах у отца, и вручить ей медиатор. Задание было выполнено немедленно.

Семейный альбом Тем временем на большом экране появились кадры из жизни Сантаны. Этапы большого пути. Сантана в Вудстоке, обложки всех альбомов, семейные фото… День рождения, как-никак.

Сантана действительно великодушен. За свою карьеру с кем только не сотрудничал. Кроме музицирования с Карлосом Сантаной у этих музыкантов, видимо, нет больше ничего общего. Шакира и Кирк Хэмметт (Metallica), Стинг и Стив Тэйлор (Aerosmith), Мэри Джей Блайдж и Эрик Клэптон, Биг Бой (Qutkast) и Джон Маклафлин, Бадди Майлз и Джосс Стоун… Оперные певцы, джазисты, металлисты, рэперы… Временами это настораживает. Но то, что было сыграно на сцене Ледового дворца 20 июля, никакой настороженности не вызывало. Его музыка оказалась такой же свежей, какой я ее впервые услышал в детстве 25 лет назад.


Blues.Ru

<<< 2008 август | 2008 июль | 2008 июнь >>>


© blues.ru    При использовании материалов новостей ссылка на Blues.Ru обязательна!    RSS 2.0 feed

Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум