Владимир Кожекин

В стиле реггей

Воронежский журнал "Берег" 10.03.2006 напечатал статью Анастасии Сарма "Играй, гармонь!"

Владимир Кожекин В честь великого музыканта, а для кого-то - учителя - Боба Марли, в пабе "Сто ручьев" прошел фестиваль для всех поклонников реггей. Выступили на нем корифей отечественной реггей-сцены Гера Моралес ("Джа Дивижн"), который еще 15 лет назад, в 1991 году, организовал первый фестиваль памяти Боба Марли, а также проекты "В.П.Р. и Фесtиваl всего на свеtе" и "Станция мир", последний - во главе с Вовой Кожекиным - одним из самых талантливых губных гармонистов (харперов) в нашей стране.

В Воронеже Кожекин - желанный гость: здесь, в некогда культовом кинотеатре "Юность" дебютировала его "Станция мир", вместе с Умкой (Анной Герасимовой) музыкант участвовал в фестивале "Орфей", посвященном памяти воронежского барда Вениамина Дркина. На концерте, начавшимся с большим опозданием (музыканты застряли в заснеженных дорогах), Вова исполнил две "воронежские" песни - "Вавилон" собственного сочинения и "Самолетик" Вени Дркина. Последнюю, под всеобщее ликование зала, вместе с Кожекиным спел маленький Венин сын.

Вообще, описывать музыкальный акт сложно - музыку нужно слушать. Если все же сравнивать, то гармошка Вовы Кожекина мяукает, хрюкает но самое главное - поет человеческим голосом - смеется, плачет, как ребенок. Для музыканта это не просто музыкальный, а одухотворенный инструмент: вдыхая воздух, ты тем самым вкладываешь в него душу. Гармошка берет на себя соло, которому подчиняется гитара. На вопрос, где ты учился этому, Кожекин отвечает: "Нигде. Я - самоучка" (кстати, как большинство профессионалов), ведь гармошка - инструмент народный, и играть на нем под силу всем, кому не наступил медведь на ухо.

- Сколько гармошек в твоей коллекции?
- За жизнь было несколько сотен, но каждый месяц они ломаются, поэтому приходится покупать новые, или набор гармошек - 6 стандартных.
- А первую гармошку тебе подарили?
- Да, это был подарок на день рождения в 1992 году.
- С какого момента ты понял, что гармошка - это твое призвание?
- Осенью 1996 года я записал гениальное соло для одной песни, с того момента понял, что это - круто.
- Что ты делал до того, как заняться музыкой?
- Учился в московском инязе, хотел быть переводчиком (Кожекин - выпускник Итона). Совершенно случайно, в 1995 году, оказалось, что днем можно учиться, а вечером можно играть в клубах и зарабатывать при этом много денег - за блюз тогда платили в Москве. Дальше все было цепочкой случайностей.
- Как получилось, что ты начал исполнять свои песни?
- Песни сочинял будучи еще ребенком. В 1989 году у меня была первая школьная рок-группа, а в 1992 - уже первая серьезная группа в Англии (где я жил). Сначала писал песни по требованию души, потом был русский рок, революция. Тогда в моем классе каждый мальчик хотел, чтобы у него была рок-группа. Они довольно быстро поняли, что в жизни надо заниматься чем-то еще, а я оказался самым твердым последователем.
- Ты воспитан на классической рок-музыке?
- Я привез из Англии блюзы и реггей, лет пять слушал только это и полностью изучил блюзовую тему, проникался ее духом. Рок-музыку я осознал как вторичную по отношению к блюзу.
- Существуют ли школы игры на гармошке?
- Да, есть несколько очень серьезных школ. Одна из них - Стива Бейкера - английского гармониста, живущего сейчас в Германии. К сожалению, на русском языке не выходило ни одного пособия, все, что сейчас продается в музыкальных магазинах, шарлатанство.
- У кого тогда учиться?
- У великих мастеров прошлого - их просто нужно слушать и играть вслед за ними.
- Ты даешь уроки?
- Никогда. Я один раз пробовал давать уроки одной девушке, но это очень плачевно для нее закончилось.
- Всероссийские фестивали харперов организуешь ты?
- О да, я провожу их уже восьмой год подряд.
- Когда ожидается следующий?
- Восьмой фестиваль был в декабре, на него приезжал Пол Лэмп из Англии - на данный момент сильнейший гармонист Европы. Следующий будет в ноябре-декабре, а сейчас я готовлю большой гитарный фестиваль, который скоро пройдет в Москве, в Центральном доме художника. Воронежцы обычно приезжают по десять человек.
- В чем секрет твоей игры на гармошке?
- Подражание человеческому голосу - больше секретов нет.
- Как ты познакомился с Умкой?
- Совершенно случайно. Просто встретил на Арбате, предложил сделать блюзовый проект. На тот момент были только англоязычные блюзовые группы, поэтому захотелось сделать что-то наше.
- Планируешь ли записать с Умкой что-нибудь еще?
- Мы разругались вдрызг в 1999 году. Я увел всю ее команду к Феде Чистякову, потому что когда личные отношения мешаются с профессиональными, получается ужас.
- Кто из современных российских музыкантов тебе близок?
- Из всего, что сейчас происходит, больше всего жалко развала группы "Вежливый отказ" - я их очень люблю. Рома Суслов - уникальный человек - я специально ездил к нему в Тульскую область, где он занимает должность председателя колхоза. Это мой кумир, создавший самый серьезный русский джаз-рок-проект, но сейчас он никем не востребован.
- Ты не жалеешь о том, что не работаешь по специальности?
- Нет, практически все мои друзья, которые пошли по специальности, так много работают, чтобы заработать те же самые деньги, что зарабатываю я, - их просто жалко.
- Что бы ты пожелал своим поклонникам?
- Всем здоровья! Счастье и радость приложатся.

История и современность

Этот инструмент называли по-разному. Сначала "губным органчиком". Детская игрушка пользовалась спросом у добропорядочных немецких бюргеров - развивала музыкальный слух и фантазию. Очень быстро губной органчик завоевал и сердца взрослых.

"Странный музыкальный инструмент" - с такой формулировкой выдали первый патент на производство губных гармоник в Германии. Сейчас это один из популярнейших инструментов в мире.

Михаил Владимиров и Роман Гегарт энтузиасты-первопроходцы на ниве освоения губной гармоники. Они начинали в девяностые во времена тотального дефицита информации, инструментов, знаний. Из осадного положения вышли закаленными бойцами.

"Я ставил пластинку Литл Уолтера и пытался играть вместе. Информации не было вообще никакой", - говорит Роман Гегарт. "Приходилось играть на китайских, - продолжает вспоминать Михаил Владимиров. - Человек, имевший два-три инструмента, считался буржуем."

Сейчас в арсенале профессионала диатонической гармоники двенадцать инструментов, по числу тональностей. Сама диатоническая гармоника - это фортепиано без черных клавиш. Задача харпера - "выдуть" недостающие звуки. Знать инструмент изнутри - первый секрет мастерства. За центральной гребенкой расположено сердце инструмента - звучащая часть и язычки из латуни. Сталь быстро заржавела бы от влаги.

У новичков гармоники "сгорают" за два-три месяца. Радует лишь то, что диатоническая гармоника стоит недорого - до 40 долларов. Но каждый уважающий себя харпер считает своим долгом подогнать инструмент под себя. В репертуаре харпера может быть все - от "В лесу родилась елочка" до классических произведений. И все же стихия диатонической гармоники - кантри и, конечно же, блюз.

Обратите внимание. Для тех, кто все же мечтает освоить харп-технику профессионально, есть хорошая новость: не так давно в Московском колледже импровизационной музыки открылся класс игры на губной гармонике. Дерзайте!


Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум
Российские музыканты