Блюз в России.

Сказано до открытия...

+ 15th Efes Pilsener BF '04

+ 14th Efes Pilsener BF '03

+ 13th Efes Pilsener BF '02

- 12th Efes Pilsener BF '01

+ 11th Efes Pilsener BF '00

+ 10th Efes Pilsener BF '99

История фестиваля

28, 29 и 30 октября 2004,
Москва, Лужники, УСЗ «Дружба».

2 ноября 2004,
Ростов-на-Дону, Дворец Спорта.

5 ноября 2004,
Уфа, ГДК (Городской Дворец Культуры).

7 ноября 2004,
Екатеринбург, ДИВС (Дворец игровых видов спорта).

9 ноября 2004,
Санкт-Петербург, ДС «Юбилейный».

Москву должна была бы порадовать хорошая детская сборная по блюзу! Биг Билл Морганфилд - зрелый сын отца чикагского блюза Мадди Уотерса (то есть, этому самому чикагскому блюзу он приходится кровным братом). Шемекия Коплэнд - юная и пламенная продолжательница дела покойного Джонни Коплэнда, сама певица страстная и одаренная великолепно мощным голосом и подлинным артистическим талантом. Пожалуй, за три года эфесовского блюза в Москве, этот стал бы самым ярким. Не только подлинный блюз, как бывало случалось и прежде, но даже (хотя бы) имена представляли главную блюзовую гильдию (блюз, ведь, - ремесло, причем, зачастую - потомственное).

Но ни к чему пенять на Эфес за перемены в фестивальном составе. Сумятица - лишь побочные завихрения от урагана всемирной схватки с терроризмом. США вошли в состояние нехолодной войны с дальными мусульманскими мирами, и их правительство не рекомендует своим гражданам ездить далеко заграницу. К тому же "Эфес" - это Турция, а Турция - это Ислам, а Ислам, в глазах среднестатистического американца, это… В общем, компенсировать выбывшие громкие имена в короткий срок, остававшийся до начала фестивального тура, было делом непростым; недели две шла чехарда имен; теперь то, что устаканилось, и, тьфу-тьфу-тьфу, приедет к нам - это не чья-то злая or добрая воля, а суть творение сложившихся обстоятельств, по воле Аллаха.

Фактически, мы ждали довольно известные в наших краях имена, а получили практически неизвестных.

Из первой предложенной тройки остался один, самый скромный. Тейлор то же в блюзе громкая фамилия, но Отис Тейлор, вроде бы, никому из прославленных блюзовиков - не сын. Рецензии на его записи (а у него уже три альбома) заставляют предвкушать встречу с чем-то занятным, как минимум: "Один из самых беспокойных блюзовых альбомов нашего времени… Тейлор копает вглубь жанра, чтобы рассказывать сказки и были об униженных и оскорбленных: о больных умирающих и бездомных. И шире: о зацикленности, несправедливости и сердечных тревогах. Гнев и ярость кипят в глуби его песен, заставляя вспоминать их снова и снова еще долго после прослушивания. "Белый африканец" - это блюз не для танцев в шалмане. Холодок бежит по спине от искренней личной боли этого прямо-таки похоронного блюза…" Уже круто! А потом еще о сродстве с хукеровской манерой одноаккордных песен…

Тейлор играет, понятное дело, на гитаре, плюс банджо, мандолина и губная гармоника. Три альбома в дискографии, но он далеко не юнец. С ним очень даже можно поговорить о 60-х, когда он кочевал из группы в группу, джемовал то с Хендриксом, то с МаддиУотерсом, гастролировал в "свингующий Лондон". Но в 1977 году покинул профессиональную музсцену, женился, торговал антиквариатом и художественными раритетами, тренировал велосипедную команду - по своему тоже круто. В 1995 записал первый альбом: "Просто чтобы было что оставить сыну". Ну и завертелось по новой.

Третьим своим альбомом, "словно записанным на завалинке в Луизиане", безвестный у нас Отис Тейлор произвел некоторый шумок в блюзовых кругах. Альбом он назвал элегантно софистически: "Белый Африканец". Предыдущий назывался грозно исторически: "Когда по Земле гуляли негры". При этом, Тейлор заявляет, что никому ничего не пытается разъяснить - просто пишет, как он дышит. Нет, мол, у него политической платформы.

Она есть у второго участника: певца-гитариста-песенсочинителя Майкла Хилла. Малоизвестный у нас музыкант, но с хорошей рекомендацией: первые три альбома он выпустил на знаменитой и архиавторитетной фирме "Эллигейтор", правофланговой в современном чикагском блюзе. Но Хилл, хоть и не хило играет на гитаре, однако совсем не по-чикагски. Он любит фанк, соул, поп-рок - и варит такую приблюзованную кашу, где всего понемногу, а в результате - непонятно что. Сверху текстами это еще очень сладко приправлено жутко правильными идеями мира, согласия, прогресса и прочей сугубой политкорректностью. В новом веке М.Хилл, сменив лейбл, выпустил еще более невнятный по стилю альбом. А дебютный альбом он выпустил в 1994 году, и поэтому, как и по стилю игры, в глазах общественности он представляет новое поколение блюза. На самом деле серьезно играть на гитаре он решился аж в 1970м, под влиянием уже упомянутого Джими Хендрикса. В 1973 году организовал первую собственную группу, вместе с братом. Не трудно посчитать, что от дебюта до первой записи он проиграл почти четверть века. И не покидал музыку, что уже заслуживает уважения.

Третье имя для московских блюзолюбов оказалось неожиданно более знакомым, чем на родине самого музыканта. Альбом "Еще одна корова сдохла" украсил горбушкинскую коллекцию "лицензий". Исполнителем значился Эдди Кинг, который к нам едет уже как Эдди Кинг Милтон. Из всей троицы с негладкой музыкальной судьбой, он - самый старший и самый интересный. 1938 года рождения, он заиграл в Чикаго в конце 50-х, и был на одной волне нового "Вест-Сайд-Соул"-блюза с Мэджиком Сэмом, и Бадди Гаем. По приглашению Уилли Диксона он аккомпанировал на записи легендарному Санни Бою Уилльямсону в столь же легендарной студии "Чесс". Он выступал и в лучших чикагских клубах, но не пропускал и худшие. Карьера шла явно в гору, как тут случилось что-то… Еще один блюзовый Кинг пропал из виду на добрых десять лет, пока в 1973 не появился как ведущий гитарист группы "Королевы блюза" Коко Тейлор, с которой продолжал гастролировать до середины 90-х. Известно, что в 1985г. в Европе он записал сольный альбом, который немногие специалисты слышали, но те, что слышали, называют "блестящим". В Штатах в 1997г. для независимого крохотного лейбла Roesch он записывает тот самый альбом "про корову", который удостаивается премии им.В.К.Хэнди (главной награды блюзового сообщества) как лучший "альбом-возвращение 1998 года. Но альбом по-настоящему хорош со всех точек зрения. Зрелый уверенный блюз, отличная стильная гитара, теплый вокал с примесью "соул", оригинальная трактовка блюзовых стандартов и интересные авторские вещи - это многогранная работа со множеством достоинств. Но, словно на нем "венец безбрачия", Кинг-Милтон и после столь теплого приема продолжает "незаписываться".

Все впечатления об артистах составлены только по их записям. В блюзе далеко не всегда альбомы дают представление о том, чего ждать на концерте. Обычно записи бледнее живого блюза. И, если нужен короткий итог - даже претерпевшая после катаклизма кардинальные изменения программа Эфеса-2001 остается весьма многообещающей.

Однако, третий год пишу об эфесовском фестивале - и все со смешанными чувствами.

В нынешнем году одна из главных составляющих - радость, что уже в третий! Три года назад как-то не верилось, что кто-то еще из блюзовой ватаги, кроме героического БиБиКинга, будет посещать наши холмы и долины. В прошлом году она крепла, чтобы в нынешнем - под аншлаги, неисчерпанные даже третим добавленным днем, - стать уверенностью: есть и будет в Москве блюз-фестиваль.

Что же мешает этой уверенности быть чистой радостью?

Ну, только то, что это не совсем фестиваль. Это концертная программа, в которой три участника. Отдадим Эфесу должное - программа составлена очень любопытно: акустик-архаик + мейнстримовый традиционалист + подающая надежды молодежь. Эта схема выдерживается неизменно (даже если молодежную функцию выполняет 39-летний Майкл Хилл). В Европе, где есть, из чего выбирать, эфесовский тур остается чисто рекламным мероприятием: концерты идут в гостиничных концертных холлах и прочих презентационных помещениях. У нас это - центральное блюзовое событие года, с которым нечего и сравнить по масштабности. Отчего ж так грустно? Ведь регулярные аншлаги подтверждают популярность блюза у нас. Ведь на первые же аккорды блюзового гимна Вилли Диксона "Хучи Кучи Мэн" в исполнении Эрика Клэптона зал Кремлевского Дворца съездов откликнулся овациями! Значит, есть спрос на высшем уровне. Помнится, три года назад эфесовцы несколько сомневались в успехе. Но теперь-то сомнения позади - билетов нет в продаже за неделю до концерта! Раз публика готова, неужто Москва не достойна чего-то более масштабного и представительного? И все же блюз к нам "не возят". Дешевле прокатить бесконечно угасающих звезд поп-рока… как жаль.

Так что - хватай, что дают, и радуйся. А вообще-то, действительно, почему бы и не порадоваться, если успел ухватить билет?!

Андрей.Евдокимов


Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум