Наш сайт про клубные концерты
liveband.ru
Реклама BluesAd 
Новости

<<< 2005 ноябрь | 2005 октябрь | 2005 сентябрь >>>

15.10.2005 12:28     Не преминул заглянуть на русский огонек - Джон Праймер в Рязани

Новая газета (Рязань) 03.10.2005

Вера НОВИКОВА

ВРЕМЯ ПРАЙМЕРА

ДЖОН НЕ ЗНАЕТ НИ СЛОВА ПО-РУССКИ, НО ЕГО БЛЮЗЫ ПОНЯЛИ ВСЕ

Джон Праймер - это имя уже вписано в блюзовый пантеон. По каким заслугам решать многомудрым критикам. Последний гитарист Muddy Waters Blues Band, музыкант, 13 лет отыгравший с Magic Slim & The Teardrops, наконец, автор собственных 9 альбомов - воспоминаний хватит на несколько томов. Но просто: Джон Праймер - человек, который всю жизнь играет блюз. Играл его 8-летним мальчишкой, играет и сейчас, когда позади уже 60. Играет везде и всегда. А на минувшей неделе не преминул заглянуть на русский огонек, отыграв несколько концертов в Москве и один - 24 сентября - в Рязани, в клубе "Кэрролл".

Приглушенный свет в зале, сгущающийся сигаретный дым. "Най-ти здесь Праймера, все равно, что искать черную кошку в черной комнате", - язвили клубные злопыхатели. Разогреваясь горячительным - у стойки бара, и известным московским блюзменом Доктором Аграновским - на сцене, рязанский бомонд ждал мэтра. Наверное, точно так же ждут выхода Праймера где-нибудь в чикагском клубе, также закуривая и потягивая виски (или что там принято потягивать?): Праймер был строг и подтянут. Пристыдил фотографа, норовившего объективом "припасть" к стремительным пальцам, пляшущим по струнам. Презентабельный концертный костюм а-ля "черный низ, белый верх": черные отглаженные брюки, белая рубашка, черный жилет и неизменная черная шляпа. Правда, во второй части концерта парадную форму пришлось сменить на нечто более вольное, с коротким рукавом: страсти накалялись. Как истинный артист Праймер устроил настоящее мимическое шоу: твистовал, подмигивал и заигрывал с публикой, запросто обаяв ее в считанные минуты.

Получив в ответ на "Are you ready for the blues?" дружное "Yes!", Праймер взялся за гитару.

Внешне - никаких безумств и истерий. Праймер просто играл. А его гитара жила отдельной жизнью: тосковала и зажигала, жаловалась на судьбу, свистела вслед красоткам (oh, baby!), тянула нескончаемые звуки, высекала электрические искры:

Плюс настоящий грубоватый "черный" голос, живое звучание которого не передают даже лучшие пластинки! На концерте в "Кэрролле" Праймер выступал с составом, знакомым с чикагской школой: Омар Итковицы (гитара), Патрицио Раффо (ударные) и Мауро Диана (бас-гитара). Позже к ним присоединился Михаил Мишурис с гармоникой. Америка, Аргентина и Россия - такой сплав на сцене вылился в большой блюзовый джэм, экстремальный по драйву и выплеску энергии.

На одном дыхании проведя двухчасовой концерт, Праймер еще долго не уходил со сцены: не "звездился" и безропотно подписывал постеры, СD, фотографировался, жал руки. Отыграв еще и на "бис", он выглядел таким же полным сил и энергии. Хотя в отличие от многих музыкантов никаких "подстегивающих" средств вроде табака или алкоголя Праймер не потребляет.

- Как только в руках появляется гитара, то сразу чувствую 100% бодрости, и больше ничего не требуется, - делился на пресс-конференции в "Кэрролле" своими секретами восстановления сил Джон. - Мне не нужна выпивка или что-то в этом роде. Для меня есть одно лекарство - блюз. Некоторые музыканты предпочитают выпить до или после концерта - они чувствуют от этого приток энергии. Это не для меня. Выпивка и музыка - не совместимы. Любую вещь надо делать с чистым разумом. Как только в руки попадает гитара, сердце открывается и никаких дополнительных стимуляторов не требуется.

Джон Праймер родился в 1945 году, у него 8 детей, младшему - 8 месяцев: "Чтоб быть таким человеком, надо быть трезвым человеком", - улыбаясь, говорит о нем Доктор Аграновский. Страшные события в Америке - разговор естественно коснулся и этой темы.

- Мой дом находится в 150 милях от Нового Орлеана. А вот моя мама попала под эти тяжелые погодные условия, но в основном это был только страшный ливень, обошлось без тяжелых последствий. Все мои родственники, знакомые успели эвакуироваться заранее. Все живы-здоровы. Но на самом деле, это очень страшно! Настоящее бедствие! Я такого не переживал никогда!

- Выступления некоторых западных музыкантов в России срываются сейчас по одной простой причине: люди боятся ехать в Россию, боятся терактов. У Вас не было такого страха?

- Нет, абсолютно. Я - человек Вселенной. Весь мир - одна большая свободная страна. Поэтому я могу попасть в любой город. Я был в Израиле, Тель-Авиве, Иерусалиме - никаких проблем.

Играя блюз по всему миру, Джон Праймер уверен: нет абсолютно никакой разницы, какая публика у тебя сегодня в зале, на каком языке она говорит. Блюз любят в любой точке земного шара и главное, чтобы зрители подключились к энергии музыканта. Музыка - это чувства. Ее универсальный язык доступен каждому. "Я не знаю ни слова по-русски, но мой блюз будет понятен всем", - убежден мистер Праймер.

- Я люблю и принимаю абсолютно любую музыку. Мой сын читает рэп. Я и сам люблю рэп, но только музыку: зачастую мне не нравятся слова, которые в нем звучат. Но лично я слушаю блюз, для меня это самая лучшая музыка. А выше - только госпел*!

- Вы играли со многими командами. Есть ли такой период, в который вы хотели бы вернуться?

- Нет, возвращаться куда-либо уже поздно. Меня устраивает то, что происходит сейчас, в данный момент. Я 13 лет отыграл с Magic Slim. А теперь время Праймера! - восклицает музыкант со смехом. - Я играю на себя и для себя!

- А как же Мадди Уотерс?

- Да, - тут Джон уже задумывается и начинает фантазировать, - да, если бы Мадди был жив, можно было бы вернуться в то время:

- Если бы у Вас была возможность собрать музыкантов из любого времени и любой страны, чтобы поиграть вместе, каков был бы Ваш выбор?

- Трудно ответить. Тогда возвращаемся к Мадди Уотресу. Конечно. Только он. Это мечта всей жизни: Мадди Уотерс:

Джона Праймера называют "последним традиционалистом Чикаго". Традиционалисты - люди особые. Они неторопливы и рассудительны, и существуют в этом мире так, будто время вокруг них не течет вовсе. Двигаясь вперед, они вопреки всем законам динамики остаются в одной и той же точке, в начале отсчета, там, где собственно и концентрируется традиция. И в этой точке они умудряются находить все новые и новые глубины. Блюз Джона Праймер - живой, изначальный, настоящий. Музыка вне моды, вне времени. Время обходит эту музыку стороной, потому что здесь ему больше нечего делать:

* Черная музыка "госпел" вышла на рубеже 19-20 веков из народных церквей. Ее можно рассматривать как синтез западно-африканской и афро-американской музыки, танца, поэзии, устного творчества и драмы.

Blues.Ru

<<< 2005 ноябрь | 2005 октябрь | 2005 сентябрь >>>


© blues.ru    При использовании материалов новостей ссылка на Blues.Ru обязательна!    RSS 2.0 feed

Blues.Ru - Новости | Музыканты | Стили | CD Обзор | Концерты | Live Band | Форум